В петербургском музее представили тетради школьника времен блокады

«Жил да был человек маленький...» – так называется выставка в Музее обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке. Ее центральный экспонат – 17 ученических тетрадей, которые вчерашний школьник Игорь Никитин вел в Ленинграде начиная с июля 1941 года. Он не пропускал ни одного дня, каждый месяц начинал новую тетрадку, даже если в предыдущей оставались пустые страницы.

В петербургском музее представили тетради школьника времен блокады | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Пять лет назад в музей позвонила очень пожилая женщина и, как будто бы очень стесняясь, стала предлагать нам дневник своего мужа, который ушел из жизни несколько лет назад. Звали ее Антонина Ивановна Никитина. Мы, конечно же, сразу же к ней приехали, чтобы увидеть все своими глазами. И оказалось, что перед нами уникальное свидетельство эпохи, – говорит куратор выставки Юлия Буянова.

В самом начале войны Игорю Никитину исполнилось шестнадцать лет, он окончил восемь классов. Вместе с матерью и отчимом жил на улице Эдисона на Петроградской стороне (ныне улица Яблочкова). Семья была простая, рабоче-крестьянская, переехавшая в Ленинград в конце 1920-х годов из Новгородской области.

Многое из того, о чем Игорь писал в дневнике, можно прочитать и в других подобных источниках. Обстрелы, бомбежки, огромные очереди в булочных, черный рынок с астрономическими ценами и натуральным обменом... Впрочем, есть в дневнике и достаточно редкие детали. К примеру, 7 января 1942 года он написал про маму: «Вчера вечером ходила в церковь, как приятно и мирно делается на душе...». А 5 апреля того же года записал, как с мамой были в церкви на Пасху: «Поставили свечку, поплакали, как приятно там, тихо...».

В каждом дневнике видна личность автора, – говорит Буянова. – Игорь Никитин ценил каждую деталь: он собирал предметы, которые казались ему реликвиями эпохи. Поэтому помимо текста мы обнаружили в его дневнике исторические артефакты. Продовольственные карточки за 1942 год, крохотная шкурка мыши, которую поймали и съели в самое голодное время... Билеты в кино, штраф за нарушение Правил дорожного движения (перешел улицу в неположенном месте), датированный 1942 годом...

Как и многие школьники того времени, Игорь Никитин увлекался фотографией. В октябре 1941 года ему посчастливилось купить в «Пассаже» фотоаппарат «ФЭД». Любопытно, что в осажденном городе – и записи дневника об этом свидетельствуют – можно было свободно покупать фототовары. Так, в марте 1942 года он упоминает, что купил штатив, фотобумагу и проявители, в июле – автоспуск для фотоаппарата за 100 рублей.

В домашнем архиве сохранилось всего три снимка, сделанных во время блокады. Судя по записям в дневнике, их было гораздо больше. Юноша упоминал, что фотографировал на улицах, и ни разу не упоминал о запретах или каких-то подозрительных взглядах в его сторону от горожан и милиционеров.

Последние строки дневника датированы январем 1943 года. Именно тогда Игоря призвали в армию. Он попал на Ораниенбаумский плацдарм, служил в тяжелой артиллерии, в 1944-м участвовал в освобождении Ленинграда от блокады. Дорогами войны дошел до Польши, где в марте 1945 года был тяжело ранен, несколько месяцев пролежал в госпитале.

Единственная его фронтовая награда – медаль «За оборону Ленинграда». Есть на выставке и уникальная реликвия – изогнутая монета, которая лежала вместе с красноармейской книжкой в нагрудном кармане и спасла ему жизнь, приняв на себя вражеский осколок...

В октябре 1945 года Игорь Никитин был демобилизован, вернулся в Ленинград. Два месяца проработал на «Ленфильме», но потом перешел на завод имени Кулакова, где трудился в блокаду. Стал семейным человеком, причем его жена Антонина перенесла всю блокаду и, что самое интересное, во время войны жила на той же улице Эдисона. Но познакомились они уже после войны.

Что же касается блокадного дневника – он десятки лет пролежал в домашнем архиве и никогда не был достоянием широкой публики. По словам куратора выставки, подобный подарок для музея чрезвычайно ценен. Современное историческое знание делает упор на изучение повседневности, в центре которого – жизнь обычного человека. И в этом отношении дневниковые записи – наиболее информативный источник.



#музей #блокада #школьники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (7074) от 17.12.2021 под заголовком «Дневник с артефактами».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?