В Петербурге завершился конкурс коротких пьес Storis

Под эгидой театра «Суббота» завершился III международный конкурс коротких пьес Storis. Организаторы конкурса, прочитавшие 146 пьес и отобравшие 12, подвели итоги и рассказали о них на пресс-конференции в ТАСС.

В Петербурге завершился конкурс коротких пьес Storis | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

В России существует довольно много драматургических конкурсов. Но мы с режиссером Андреем Сидельниковым изначально хотели привязать конкурс к театру, сделать так, чтобы лучшие пьесы становились спектаклями в «Субботе», — рассказала театровед Татьяна Джурова.

После того как сформирован шорт-лист из 12 пьес, организаторы конкурса отправляют тексты режиссерам (в основном, конечно, начинающим). Режиссеры выбирают из них несколько для создания эскизов, которые показывают на сцене театра «Суббота». В прошлом году эскизы делали ребята режиссерского курса Анджея Бубеня. А в этом году — студенты мастерской Виктора Рыжакова Школы-студии МХАТ.

Идея ставить короткие пьесы пришла мне в голову еще до того, как я пришел в театр «Суббота», — говорит Андрей Сидельников. — Мне кажется, этого требует время, которое сейчас словно сжимается, спрессовывается, люди хотят получить все быстро. Чтобы зритель не три-четыре, а бывает, и пять часов сидел в театре, а не более получаса. Но чтобы эти полчаса могли его изменить, вызывать потрясение. Короткий спектакль, который, как взрыв, переворачивает душу… Наше новое пространство «Флигель» как раз подходит для коротких пьес и небольшого количества зрителей. Там сейчас идет, например, спектакль Кирилла Люкевича «Сталлоне Любовь Корова». Он родился из эскиза, сделанного молодым режиссером в прошлом году по пьесам «Кто храбрее Сильвестра Сталлоне» Анастасии Шумиловой и «Корова» Лены Петуховой — участников II конкурса Storis. Это круто. Значит, наш конкурс не из числа тех, где прочитали и забыли. Он дает пьесам возможность стать спектаклями.

Можно ли выделить какие‑то основные темы, которые волнуют молодых драматургов? Увы, это тема одиночества. Об этом, например, вошедшая в шорт-лист пьеса Лидии Головановой «Монотония». О серых буднях, отсутствии событий и впечатлений, бесконечном «дне сурка». Человек сидит дома один, тишину нарушают лишь бытовые звуки — звук открывающегося холодильника, шум воды из крана…

Лида Голованова — выпускница 2019 года, — рассказала Наталья Скороход, которая ведет курс драматургии в РГИСИ. — Она сейчас довольно модный автор. Правда, пока ни в одном «театре с колоннами» ее пьесы не поставлены, но на фестивалях драматургии («Любимовка», «Ремарка») ее имя прозвучало. Монотония — заболевание, которое вызывается монотонностью жизни. Пьеса Лиды родилась из слушания повседневности — из звуков обыденной жизни, дополненных поэтическими ремарками.

Еще один ученик Скороход вышел в финал конкурса — Глеб Колондо.

Драматург — обычно одиночка. Он сидит большую часть времени в четырех стенах и общается с компьютером, изобретая новые миры. Вот и Глеб, сидя в четырех стенах, создал пьесу «Великий вор автомобилей», материалом для которой стала виртуальная реальность, — говорит Скороход.

В ответ на вопрос, почему короткая пьеса сегодня становится актуальным высказыванием, Наталья Степановна поначалу шутит:

Все длинные пьесы уже написаны.

Потом добавляет:

Время сейчас действительно сжимается. На нас обрушивается поток информации, поэтому мы сильно реагируем только на что‑то особенное. И это особенное не может быть длинным и размазанным.

По ее словам, новая драма сближается сейчас с современным искусством, инсталляциями, перформансами. И звук открывающегося холодильника вполне может стать предметом исследования современного драматурга.

Впрочем, существует и успешно развивается так называемая уральская школа драматургии, возглавляемая режиссером, актером и драматургом Николаем Колядой. И она отличается от петербургской. Если говорить об этой школе совсем коротко, то можно определить ее так: это театр про людей и для людей. Как говорит сам Коляда, в пьесе важно «ощущение боли, сострадания и любви к человеку маленькому, человеку несчастному».


#конкурс #итоги #завершение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7092) от 20.01.2022 под заголовком «Изобретая новые миры».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?