В Петербурге завершился фестиваль современного танца Open Look

В нашем городе завершился ХХII международный фестиваль современного танца Open Look.

В Петербурге завершился фестиваль современного танца Open Look | ФОТО Ивана ПЕТРОВА/предоставлено домом танца «Каннон Данс»

ФОТО Ивана ПЕТРОВА/предоставлено домом танца «Каннон Данс»

В то, что нынешний Open Look («Открытый взгляд») случится, не верилось до последнего момента. Локдаун, неоднократные переносы фестивальных дат, неопределенность в вопросах финансовой поддержки, ограничения по заполняемости театральных залов... В таких условиях бессменным руководителям фестиваля Наталье и Вадиму Каспаровым удалось не только собрать беспрецедентную по насыщенности программу, но и показать ее офлайн.

В центре четырехдневного интенсива оказался российский современный танец. «Программа, целиком состоящая из российских спектаклей, была запланирована еще в августе прошлого года, когда мы успешно осуществили проект Focus Korea. Мне захотелось направить все ресурсы на наших хореографов и исполнителей. Я считаю, что пришла пора открывать глаза на отечественный современный танец. Период исканий и мучений заканчивается, все, что накоплено за годы ученичества, необходимо начать реализовывать и воплощать!» – говорит Вадим Каспаров.

22 работы, отобранные экспертным советом и организаторами фестиваля, представили широкую панораму авторских поисков в сфере пластического эксперимента: от экзистенциальных рефлексий до высказываний на остросоциальные темы, от постановок старейших трупп (Танц-театр под руководством Олега Петрова, камерный балет «Пантера» Наиля Ибрагимова, танцевальная компания Саши Кукина) до работ новой генерации хореографов. Программа спектаклей удачно дополнялась ежедневными дискуссиями и обсуждениями показов с экспертами, а онлайн-трансляция всех событий привлекла к фестивалю широкую аудиторию со всего мира.

Нестандартный взгляд на классико-романтическую музыку предложил екатеринбургский Танц-театр (на снимке) в спектакле «Шопен. Carte Blanche». Работа отличалась строгой, благородной простотой, отсутствием постановочных эффектов. Главным средством выразительности становился сам танец, то резонирующий, то полемизирующий с музыкой Шопена. В ее интерпретации французский хореограф Кристин Ассид отказывается от использования хрестоматийных образно-пластических приемов и предсказуемого лирико-драматического пафоса, выявляя в звучании парадоксальные, не лежащие на поверхности смыслы. Постановщика интересует, как музыка ХIХ века откликается в теле и мироощущении современного танцовщика, как свойственные классике гармония и красота влияют на нашу жизнь сегодня.

Сильным впечатлением программы стал спектакль «Лилит» танцевального проекта «Солянка» (Киров), удостоенный «Золотой маски» как лучшая постановка в современном танце. Работа, созданная хореографом Анной Щеклеиной в сотрудничестве с танцовщицей Полиной Глухих и педагогом-репетитором, ассистентом хореографа Марией Николаевой, повествовала о Лилит – изгнанной из рая первой жене Адама. Однако авторов интересовала не история человечества, а исследование женской природы в ее многогранных и нередко осуждаемых социумом проявлениях. В чередовании типажей-масок (вольнолюбивая и вульгарная Кармен, секс-дива Мерилин, разъяренная фурия) возникал трагический образ страстей женского тела и души.

Впервые на фестивале столь разнопланово была представлена петербургская сцена современного танца. За старшее поколение отвечал Саша Кукин, чья компания в сентябре этого года отметила 30-летие. Этот коллектив вошел в историю как первая профессиональная труппа contemporary dance в России. Судьбоносную роль в формировании творческого мышления Кукина сыграла учеба в школе Мерса Каннингема в Нью-Йорке. Этому выдающемуся хореографу посвящен спектакль «Разговор с Мерсом», премьера которого состоялась на Open Look. Заявленный диалог представлял собой хореографический текст, не нуждавшийся в помощи визуальных эффектов и театрально-драматических приемов. Как в знаменитом манифесте Ивонн Райнер, одной из ярких представительниц американского постмодерн-танца, в спектакле говорилось «нет» зрелищности, повествовательности, эмоциональному самовыражению исполнителей. На первый план выходила непрерывная работа с движением и пространством. Переменчивый хореографический рисунок строился как чередование трех типов танцевальных фраз: Мерса Каннингема, Саши Кукина и комбинаций, объединявших элементы техник обоих хореографов.

Среди работ нового поколения петербуржцев одно из наиболее ярких впечатлений оставил спектакль Валерии Каспаровой «Черный сад». В 20-минутном фрагменте будущей постановки хореограф достигает трагедийного размаха и глубины. Документальный спектакль основан на воспоминаниях детей – очевидцев Карабахской войны 1992 – 1994 годов. В искореженной пластике, яростных прыжках, резких падениях и стремительных перекатах, экстатично воздетых руках возникал образ разрушительной силы, смерчем проносящейся через судьбы и тела людей.

Open Look принес еще немало запоминающихся спектаклей. Это и антиутопия Party-Plant Марии Губановой и Анастасии Пешковой (Москва), высмеивающая стереотипы современного информационного пространства, и проект Firebot Алины Белягиной (Сочи/Мюнхен), исследующий образ женщины-андроида, и оммаж Иоганну Себастьяну Баху и Пине Бауш «Бабы. Бах» Алисы Панченко (Петербург)...

Важным событием фестиваля стала презентация альманаха, посвященного российскому современному танцу. Попытки зафиксировать историю отечественного пластического эксперимента немногочисленны, и данное издание – еще один шаг в этом направлении.

#фестиваль #танцы #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6834) от 24.12.2020 под заголовком «Ода танцу».


Комментарии