В Петербурге выступил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан

Концерт Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением художественного руководителя Александра Сладковского прошел в Концертном зале Мариинского театра. Программа была полностью составлена из произведений Сергея Рахманинова.

В Петербурге выступил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан | ФОТО Ивана АНДРЕЕВА/предоставлено пресс-службой ГСО РТ

ФОТО Ивана АНДРЕЕВА/предоставлено пресс-службой ГСО РТ

Выступление оркестра Татарстана в Северной столице стало частью турне, посвященного новому комплекту из четырех CD с записью всех симфоний Рахманинова, его сюиты «Симфонические танцы», фантазии «Утес», поэмы «Остров мертвых» и знаменитого «Вокализа» в авторской оркестровке. Релиз был подготовлен в эпоху пандемии, вышел на престижном лейбле Sony Classical 20 марта и доступен как на физических носителях, так и через электронные музыкальные ресурсы.

Из трех симфоний Рахманинова для турне, включившего в себя помимо Петербурга Москву и Казань, Александр Сладковский выбрал Вторую – самую яркую, эффектную и протяженную, требующую от оркестра и от дирижера выдержки и мастерства. Для Мариинского театра Вторая симфония Рахманинова – произведение, можно сказать, родное. Ведь именно на сцене Мариинского в феврале 1908 года под управлением автора с триумфом прошла премьера этого сочинения, ознаменовавшего новый этап в творчестве Сергея Рахманинова.

Александр Сладковский выстроил Вторую симфонию, с ее бурями в первой части, мчащимся безжалостным временем во второй, любовным экстазом в третьей и кипением жизни в финале, как грандиозную киноэпопею. Слушатели становились соучастниками судьбы героя, проходящего через различные этапы жизни. Крупные планы сменялись общими (переключение от нежнейших соло духовых к мощнейшим оркестровым кульминациям), отчаяние и боль чередовались с ликованием. Начинавший свою дирижерскую карьеру в оперном театре при Санкт-Петербургской консерватории, Александр Сладковский наделяет симфоническую музыку театральной образностью, выступая в роли не только музыкального руководителя, но и драматурга.

Открывшая концерт фантазия «Утес», создававшаяся двадцатилетним Рахманиновым в одно время с Шестой симфонией Чайковского, предстала в интерпретации Сладковского почти как «энциклопедия оркестровых стилей» рубежа XIX – XX веков. Внимательное ухо в этом по-юношески пылком, но не по годам зрелом произведении могло уловить и отголоски трагедийных симфоний Чайковского, и красочность партитур Римского-Корсакова, и утонченность оркестровой ткани Дебюсси, и ритмические риффы Стравинского. Вдохновленная чеховским рассказом «На пути» и знаменитым лермонтовским стихотворением, фантазия Рахманинова стала его откликом на собственную любовную драму – невозможность по причине бедности соединиться узами брака с генеральской дочерью Верой Скалон, отвечавшей ему взаимностью.

Любовью к Вере Скалон был вдохновлен Первый фортепианный концерт, прозвучавший в первом отделении. В качестве солистки Александр Сладковский пригласил в турне молодую российскую пианистку Еву Геворгян. В свои 16 лет она одержала победу почти в полусотне различных конкурсов и проявила себя как чуткий музыкант с великолепной техникой. Стройная девушка с волосами до пояса, Ева словно воплощала на концерте облик той самой юношеской любви Рахманинова. В игре Геворгян в отдельных моментах все-таки не хватало брутальной мужской силы, но этот недостаток компенсировался лиризмом и нежной созерцательностью в медленных эпизодах.

На бис Ева исполнила соль-минорный Этюд-картину из опуса 33, еще больше погрузив зал в состояние философской задумчивости. Оркестровый же бис, прозвучавший во втором отделении сразу после Второй симфонии, симфоническая обработка романса «Вешние воды», напротив, был исполнен мощной витальной силы. Роскошное звучание медных духовых даже вызывало ассоциации с эстрадно-джазовыми оркестрами, которые Рахманинов уже слушал в Америке. В ликующих восходящих интонациях романса слышалась не робкая надежда, а настоящее упование, что все будет хорошо.

#концерт #музыка #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (6891) от 29.03.2021 под заголовком «Судьба героя в пространстве музыки».


Комментарии