В Петербурге вспоминают писательницу Тамару Петкевич
29 марта петербургской писательнице Тамаре Петкевич исполнилось бы 100 лет. К юбилею был приурочен вечер, который должен был состояться в Музее Анны Ахматовой, и выход книги воспоминаний «Легенда о птице Феникс». К сожалению, сейчас о многом приходится говорить в сослагательном наклонении. Вечер, увы, пришлось отменить.

Фото: Wikimedia Commons / Ludaleib / CC BY-SA 3.0
Но память о нашей прекрасной землячке неотменима. Книга выпущена издательством «Левша. Санкт-Петербург» и когда-нибудь непременно соберет почитателей Тамары Петкевич вместе. Хотя всем собраться не удастся: слишком велик круг ее читателей. Документальная проза «Жизнь - сапожок непарный» издана огромными тиражами, переведена на десятки языков мира и продолжает обретать все новых и новых друзей.
Сборник воспоминаний, который мог бы носить подзаголовок «Тамара Петкевич в воспоминаниях современников», это первое, но, надо полагать, не последнее издание, посвященное человеку, ушедшему из жизни всего два года назад. Память о ней еще свежа, кажется, буквально вчера она встречалась с десятками поклонников, отвечала на сотни писем и телефонных звонков.
Поэтому столь непосредственны рассказы о Тамаре Владиславовне людей разных профессий, возрастов и характеров. Однокашники, филологи, поэты и писатели, актеры и режиссеры, журналисты. Среди них есть люди всем известные, такие как Людмила Разумовская, Лариса Малеванная, Илья Штемлер, Олег Митяев, Вениамин Фильштинский... Есть те, кто неведом широкой публике. Как, например, Татьяна Куценина, рассказавшая о своем паломничестве в Республику Коми. Трижды побывала она в тех местах, где автор «Сапожка», по ее словам, «умирала, выздоравливала, находила, теряла, любила, жила»... Свои записки она сопроводила путевым дневником Тамары Петкевич, никогда ранее не публиковавшимся, а теперь хранящимся в ЦГАЛИ... Годы после ГУЛАГа описаны в статьях тех, кто учился с Петкевич в Театральном институте на Моховой, кому она помогала, работая в Доме художественной самодеятельности и в Доме культуры им. А. А. Шелгунова. С нежностью вспоминают Тамару Владиславовну создатели студенческого спектакля «По ту сторону смысла» - единственной приблизившейся к оригиналу сценической версии романа.
Птицей Феникс, при жизни не раз возрождавшейся из пепла, Тамару Петкевич назвала Ольга Рубинчик, которая взяла на себя труд разобрать и систематизировать огромный архив писательницы. Теперь можно сказать, что легенда продолжается и Фениксу еще не раз предстоит воскреснуть. Продолжается работа над переизданием переписки актрисы ГУЛАГа с ее учителем - режиссером Александром Гавронским. Пишутся новые воспоминания. В Театре Ленсовета думают над спектаклем, в основе которого жизнь и судьба удивительной женщины, одарившей столь многих «радостью превозможенья».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (6653) от 27.03.2020 под заголовком «Сапожок непарный. Продолжение».
Материалы рубрики
На площадке у памятника Гранину развернут книжную ярмарку
О нем расскажет наследие. Ушел из жизни Рафаэль Даянов
В Доме книги пройдут Дни скидок на весь ассортимент
Вячеслав Макаров предложил увековечить память Ираиды Скрипачевой
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии