В Петербурге впервые выступил Лионский национальный оркестр

В Концертном зале Мариинского театра впервые выступил Лионский национальный оркестр под управлением его музыкального руководителя Николая Шепс-Цнайдера.

В Петербурге впервые выступил Лионский национальный оркестр | (c) Мариинский театр. Фотограф Валентин Барановский. 2020 г.

(c) Мариинский театр. Фотограф Валентин Барановский. 2020 г.

Оркестр был создан в 1905 году дирижером и композитором Жоржем Мартином Витковским. Среди его музыкальных руководителей были и француз Серж Бодо, и Эммануэль Кривин с польско-русскими корнями, и американец Леонард Слаткин. С декабря 2018 года этот пост занимает родившийся в Копенгагене Николай Шепс-Цнайдер.

Петербургские меломаны знают Николая прежде всего как скрипача, многократно выступавшего в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева. Но не раз он появлялся за пультом оркестра этого театра и как дирижер, в том числе оперных спектаклей. На протяжении нескольких сезонов Николай был его главным приглашенным дирижером и наверняка может считать себя учеником Валерия Абисаловича, за манерой которого имел возможность наблюдать.

Однако этот ученик продемонстрировал отношение к музыке и манеру менее страстные, чем его учитель. Французский оркестр привез программу нефранцузской музыки, открыв свой петербургский дебют увертюрой к опере «Тангейзер» Вагнера. Оркестр показал и почтение к тексту, и чуткость к нюансам, и красоту звуковедения в каждой из оркестровых групп, и стройность духовых. Но если в медленной части, связанной с шествием пилигримов, вялость тонуса еще можно было списать на желание встроиться в образ, то в следующей части увертюры, описывающей шалости, творящиеся в гроте Венеры, формализм интонирования оборачивался равнодушием. Оркестр словно оказался под гнетом Вагнера, вместо того чтобы продемонстрировать свою французскую мечту о свободе.

Примерно та же ситуация повторилась и в концерте Грига. Музыка, известная с детства, звучала у Лионского оркестра так необязательно, так отстраненно и безучастно! Все гармонические красоты музыки Грига казались тусклыми. Ситуацию пытался взять под контроль пианист Жан-Ив Тибоде с его броским, эффектным звуком, легкостью исполнения пассажей, контрастными уходами с форте на пиано. Уроженец Лиона, Тибоде без стеснения показывал, что такое лионский темперамент, играя Грига вокально, как ноктюрн Шопена. Возможно, они, лионцы, хороши каждый индивидуально, а в оркестре, в этой симфонической коммуне, напрочь об этой индивидуальности забывают... Впрочем, обвинять только оркестрантов не стоит, а вот дирижеру, который не умеет добиться от них стройного, строгого и выразительного звучания, претензии предъявить можно.

Но чудо все же случилось - в Первой симфонии Малера. Первые две части как-то незаметно пронеслись, хотя и было слышно, что репетировали музыканты очень тщательно. Но начиная с остро характерной третьей части, пародирующей траурный марш и потому известной еще ассоциациями на лубок «Как мыши кота хоронили», лионцы словно встрепенулись. Оживился и дирижер, словно поняв, что концерт скоро закончится, кинулся делать массу оттенков, следуя за указаниями многочисленных ремарок Малера. И уже финал вышел подлинной кульминацией и симфонии, и концерта, вызвав шквал щедрых русских оваций. Слушатели поняли, что потенциал у этого оркестра есть.

#концерт #музыка #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (6638) от 05.03.2020 под заголовком «Когда лионцы играют коммуной».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?