В Петербурге впервые выступил Лионский национальный оркестр
В Концертном зале Мариинского театра впервые выступил Лионский национальный оркестр под управлением его музыкального руководителя Николая Шепс-Цнайдера.
(c) Мариинский театр. Фотограф Валентин Барановский. 2020 г.
Оркестр был создан в 1905 году дирижером и композитором Жоржем Мартином Витковским. Среди его музыкальных руководителей были и француз Серж Бодо, и Эммануэль Кривин с польско-русскими корнями, и американец Леонард Слаткин. С декабря 2018 года этот пост занимает родившийся в Копенгагене Николай Шепс-Цнайдер.
Петербургские меломаны знают Николая прежде всего как скрипача, многократно выступавшего в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева. Но не раз он появлялся за пультом оркестра этого театра и как дирижер, в том числе оперных спектаклей. На протяжении нескольких сезонов Николай был его главным приглашенным дирижером и наверняка может считать себя учеником Валерия Абисаловича, за манерой которого имел возможность наблюдать.
Однако этот ученик продемонстрировал отношение к музыке и манеру менее страстные, чем его учитель. Французский оркестр привез программу нефранцузской музыки, открыв свой петербургский дебют увертюрой к опере «Тангейзер» Вагнера. Оркестр показал и почтение к тексту, и чуткость к нюансам, и красоту звуковедения в каждой из оркестровых групп, и стройность духовых. Но если в медленной части, связанной с шествием пилигримов, вялость тонуса еще можно было списать на желание встроиться в образ, то в следующей части увертюры, описывающей шалости, творящиеся в гроте Венеры, формализм интонирования оборачивался равнодушием. Оркестр словно оказался под гнетом Вагнера, вместо того чтобы продемонстрировать свою французскую мечту о свободе.
Примерно та же ситуация повторилась и в концерте Грига. Музыка, известная с детства, звучала у Лионского оркестра так необязательно, так отстраненно и безучастно! Все гармонические красоты музыки Грига казались тусклыми. Ситуацию пытался взять под контроль пианист Жан-Ив Тибоде с его броским, эффектным звуком, легкостью исполнения пассажей, контрастными уходами с форте на пиано. Уроженец Лиона, Тибоде без стеснения показывал, что такое лионский темперамент, играя Грига вокально, как ноктюрн Шопена. Возможно, они, лионцы, хороши каждый индивидуально, а в оркестре, в этой симфонической коммуне, напрочь об этой индивидуальности забывают... Впрочем, обвинять только оркестрантов не стоит, а вот дирижеру, который не умеет добиться от них стройного, строгого и выразительного звучания, претензии предъявить можно.
Но чудо все же случилось - в Первой симфонии Малера. Первые две части как-то незаметно пронеслись, хотя и было слышно, что репетировали музыканты очень тщательно. Но начиная с остро характерной третьей части, пародирующей траурный марш и потому известной еще ассоциациями на лубок «Как мыши кота хоронили», лионцы словно встрепенулись. Оживился и дирижер, словно поняв, что концерт скоро закончится, кинулся делать массу оттенков, следуя за указаниями многочисленных ремарок Малера. И уже финал вышел подлинной кульминацией и симфонии, и концерта, вызвав шквал щедрых русских оваций. Слушатели поняли, что потенциал у этого оркестра есть.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (6638) от 05.03.2020 под заголовком «Когда лионцы играют коммуной».
Комментарии