В Петербурге сыграли премьеру «Музы сопротивления: хрупкий голос непреклонного города»

На сцене Театра музыкальной комедии состоялась премьера спектакля «Музы сопротивления: хрупкий голос непреклонного города» в постановке Руслана Кудашова. Это посвящение артистам и зрителям блокадного Ленинграда.

В Петербурге сыграли премьеру «Музы сопротивления: хрупкий голос непреклонного города» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В основе сценария – фрагменты дневников и воспоминаний, а также биографии звезд своей эпохи – балерины Натальи Сахновской, солиста Кировского театра Ивана Нечаева, артиста Театра музкомедии Анатолия Королькевича, певицы Клавдии Шульженко, писательницы Веры Инбер и многих других.

Их голосами со сцены говорили наши современники – артисты, сегодня олицетворяющие театральный Петербург: Ирина Мазуркевич, Николай Буров, Ксения Раппопорт, Максим Леонидов, Михаил Морозов, Павел Григорьев. И для них этот спектакль был возможностью почувствовать преемственность поколений – соединить прошлое и настоящее в пространстве общей памяти, где не существует границ времени.

В год 75-летия Великой Победы, который для всех выдался трудным, разрушил много планов, мы часто вспоминали тех, кто преодолел все тяготы войны, в самых трагических обстоятельствах находил повод для радости, в самой непроглядной тьме видел свет. Их пример в который раз дает нам силы не унывать, стремиться к своим целям, повторяя «вместе победим».

И каким же своевременным, нужным именно сейчас оказался этот спектакль. Когда ограничивают количество зрителей в театрах, регламентируют вход в музеи, из-за болезни артистов отменяют концерты, мы особенно остро чувствуем потребность в живом искусстве.

«Мы артисты, наше дело – работать. В любых обстоятельствах», – сказал переживший две войны и две революции выдающийся актер Александринского театра Юрий Юрьев. Спектакль Руслана Кудашова о том, как вопреки обстоятельствам, благодаря хрупким мгновениям радости в людях крепла воля к жизни.

Приведу один эпизод. Ксения Раппопорт и Павел Григорьев разыграли диалог между солистом Кировского театра Иваном Нечаевым и балериной Натальей Сахновской.

– Во время второго действия опять начался обстрел. Под куполом театра угрожающе покачивалась массивная люстра.

«Что день грядущий мне готовит?..» – пел я, и в это время снаряд ухнул где-то возле самого театра. Стены тряхнуло.

«...Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она?..» – продолжил я и украдкой посмотрел в зал.

– Там никто не дрогнул, не запаниковал. Никто. Привыкли. Уже привыкли. Худенькая девочка-подросток поплотней запахнулась в пальто – было очень холодно. Что это? Презрение к смерти? Или попытка спастись от реальности – в силе искусства?

– Да, я подумал именно об этом – и вдруг физически ощутил силу и мужество всех этих людей, заполнивших зал. Для нас, исполнителей, это была самая волнующая из всех наших премьер за всю долгую, долгую жизнь на сцене...

Спектакль весь состоит из пронзительных эпизодов. Смотрелся на одном дыхании. Голос диктора, объявляющий очередной артобстрел, заглушали хрупкие голоса артистов, поющих песни, играющих мелодрамы, а то и комедии. Аплодисменты. Сирены. Яркие вспышки выстрелов. Тусклый свет в зале.

А когда настал памятный день, все жители приникли к радиоприемникам, и на весь город зазвучала музыка... Нет, до дня Победы оставалось три мучительных года, но тогда, 9 августа 1942 года, в переполненном зале Филармонии все ощутили робкое дыхание победы, как пророчество – вместе победим.

Все соединилось: абсурд жизни и правда искусства, юмор и мужество, постоянные мысли о еде и страх, что не разрешат выступать, радость, что открыли бани, наслаждение от кусочка сахара во рту, восхищение красотой родного города, измученного, но непреклонного, боль и желание жить и работать, петь, танцевать, влюбляться... И красной нитью проходит неразрешимое противоречие: что важнее – хлеб насущный или пища духовная? Но, кажется, нет ответа на этот вопрос ни в жизни, ни в искусстве. В человеке все едино, не может быть одно без другого. Поэтому люди отдавали дневную норму хлеба за билет на спектакль, а поэтесса писала в дневнике о том, как же хочется есть.

Из декораций – только стулья из коммуналок да прожекторы. На экране чередовались архивные кадры, портреты героев, виды Ленинграда. Соединились условность и достоверность. Премьера завершилась овацией. К счастью, билеты были проданы до новых ограничений, и артисты играли, пусть при шахматной рассадке зрителей, но хотя бы не перед пустым залом. А герои спектакля рассказывали о заполненных театральных и концертных залах в суровую блокадную зиму. Как все-таки трагически парадоксальна наша жизнь. И божественно парадоксальна красота, которая все еще может спасти если не мир, то человека.

#театр #спектакль #премьера #блокада Ленинграда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6811) от 23.11.2020 под заголовком «Артисты под обстрелом».


Комментарии