В Петербурге стартовал фестиваль «Музыкальная коллекция»

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича открылся XV международный фестиваль «Музыкальная коллекция», посвященный в этом году 100-летию со дня учреждения первой в России Петроградской филармонии.

В Петербурге стартовал фестиваль «Музыкальная коллекция» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Вдруг узнать, что «старейшему музыкальному заведению» страны всего лишь 100 лет, было странновато, ибо кажется – маловато. Интуиция почему-то нашептывает, что лет ему все же несколько больше. До безумно сложного для страны 1921 года история Филармонии, конечно, тоже вела «доисторический» отсчет и была связана с существованием зала Дворянского собрания, где выступали Лист, Берлиоз, Вагнер, Малер, Антон Рубинштейн, Виардо, Сарасате и многие другие. Где исполнялись премьеры сочинений Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова... В эту же историю вписаны страницы жизни Придворного, а затем и Государственного симфонического оркестра, который до своего отъезда из России в 1920 году возглавлял Сергей Кусевицкий.

Но в мае 1921 года Луначарский и Красин, сменивший Артура Лурье на должности начальника Академического музыкального отдела (АКМУЗО), подписали документ о создании Петроградской государственной филармонии. Началась советская история функционирования этого заведения «в целях централизации всех академических, исполнительских и подсобных им коллективов Петрограда в один общий музыкальный коллектив – идейное связанное учреждение: Государственную филармонию». Об этом и многом другом можно узнать на специально созданном к вековому юбилею сайте www.100philharmonia.spb.ru.

Прошлое у Филармонии богатое, о чем всегда так красноречиво повествуют на концертах Большого и Малого залов молчаливые бумажные афиши и фотографии, выставленные в витринах, развешанные по стенам. Фамилии там – обзавидуешься: от композитора Александра фон Цемлинского и дирижера Ханса Кнапперстбуша до пианистки Марии Юдиной и скрипача Давида Ойстраха и многих других, говорящие о высоте исполнительского уровня, о том, что допускались туда только лучшие, а лучших тогда было из кого выбирать. Историей Филармония богата, она ею справедливо гордится, многое существует в аудио- и видеозаписях, но все это уже архив, музей.

Истории, бесспорно, надо обучать, заинтересовывать ею по всем возможным каналам, организуя лекции офф- и онлайн, просвещая молодежь в Сети по вопросам жанров сонаты или квартета и особенностям стиля симфоний Бетховена. Но куда важнее осознавать, что «старейшее заведение» должно гордиться не только своей историей – тем, что уже никогда больше в таком виде не прозвучит, навсегда останется в архиве, а живым пульсирующим настоящим. Музыка больше всего любит живой диалог со слушателем, образуя треугольник «композитор – исполнитель – слушатель».

Имена каких выдающихся музыкантов ассоциируются сегодня с петербургской Филармонией? Кого она взрастила, регулярно предоставляя свои залы, если не считать главное достояние – маэстро Юрия Темирканова, который уже больше года не выходил к публике? Какие пианисты, кроме Григория Соколова, способны собирать залы битком? На каких скрипачей и певцов, на какие дуэты, трио и квартеты публика побежит сегодня спрашивать лишний билетик?

Спору нет, есть сегодня и те и другие в стране и за ее пределами. Но какая косность взглядов, негибкость системы функционирования мешают организовать концерты той или иной российской или зарубежной звезде или их ансамблю? Ведь драматургия даже сложного посткарантинного концертного сезона в Московской филармонии выглядит куда интереснее и ярче. На это тут же могут ответить, что бюджеты филармонических заведений двух столиц отличаются. Спору нет, год карантина внес огромные коррективы в планирование программ, в приглашение известных музыкантов из-за рубежа. Афиши юбилейного года, в частности фестиваля «Музыкальная коллекция», явно могли быть куда более разнообразными, более богатыми на имена прославленных музыкантов, восходящих звезд, о которых уже заговорил весь мир.

Главную повестку Малого и Большого залов составляют музыканты преимущественно среднестатистические, которые всегда «в зоне доступа». Многим из них выпал счастливый шанс почаще появляться на афишах, чем в былые годы. Хотя сегодня в результате отмены зарубежных выступлений из-за локдауна в городе и стране находится немало очень хороших музыкантов, их имена только знай собирай в свою афишу как грибы, причем исключительно боровики. Благодаря образовавшимся пустотам в датах и людях в Большой зал Филармонии попал даже фестиваль наипоследнейшей современной музыки reMusic.org, на закрытии которого выступит немецкий ensemble recherche, который года два назад, может быть, и мечтать не мог оказаться в святая святых петербургской музыкальной культуры.

Да, будут редкие праздники до конца сезона в виде сольного концерта пианистки Елизаветы Леонской с посвящением Иосифу Бродскому и тремя последними сонатами Бетховена. Будет первый сольный концерт знаменитой американской меццо-сопрано Джойс ди Донато, еще кое-какие местные радости, но «идейно связанное учреждение» с официальной вековой историей все же должно не время от времени пробавляться именами высококлассных музыкантов и событийными статусными концертами, а сделать это как минимум на следующие 100 лет своим неоспоримым правилом.

#музыка #фестиваль #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (6937) от 03.06.2021 под заголовком «Сто лет как доремифасоль».


Комментарии