В Петербурге состоялся музыкально-просветительский фестиваль «Дунаевский fest»

В Петербурге состоялся первый музыкально-просветительский фестиваль «Дунаевский fest». Главная миссия этого мероприятия, организованного сотрудниками Российской национальной библиотеки и муниципального округа Лахта – Ольгино, – привлечь внимание к памятнику культурного наследия – даче мастера фортепианной фабрики «Я. Беккер» В. Г. Шалька, на которой в 1930-е годы отдыхал и работал композитор и дирижер Исаак Дунаевский.

В Петербурге состоялся музыкально-просветительский фестиваль «Дунаевский fest» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Когда открываются окна

Есть в поселке Ольгино зеленоватый деревянный дом, построенный в стиле северного модерна. В последние годы ржавая калитка в его двор заперта, окна забиты фанерой. А в эти выходные дом чудесным образом ожил. Деревья в его дворе украсили бумажные птицы в виде музыкальных нот. На крыльце на старых стульях появился старый патефон, который старательно воспроизводил звуки с виниловых пластинок 30 – 50-х годов прошлого века с аналоговыми записями Исаака Дунаевского.

На эти звуки к дому потянулись местные жители и гости поселка Ольгино. Они осторожно входили в полураскрытые двери и, поднимаясь по скрипучим ступеням в мансарды, переговаривались между собой: «А что здесь происходит?», «Что это за дом?», «А ведь это же Дунаевский звучит?».

Гостей встречали сотрудники Российской национальной библиотеки, которые в этот день проводили здесь экскурсии, рассказывали о тайнах старого забытого дома, стены которого пропитаны музыкой.

«В 1908 году этот участок приобрел мастер фортепианной фабрики фирмы «Я. Беккер» В. Г. Шальк, – объясняет сотрудник отдела культурных программ, методист по научно-просветительской деятельности РНБ Дмитрий Воронин. – Для разработки проекта своей дачи он пригласил петербургского архитектора В. И. Шене. В 30-е годы прошлого века здание было передано Ленинградскому союзу композиторов, и в нем был организован дом отдыха для его членов. Как раз в этот период здесь часто отдыхал и работал Исаак Дунаевский. Рядом с домом местные жители часто видели его «эмку», как в народе называли автомобиль «ГАЗ М-1». Вероятно, поэтому сложилась легенда, что дача была в его личном пользовании. Это не совсем так, потому что учреждение было ведомственным».

Теперь здание, которое в 2018 году получило статус объекта культурного наследия регионального значения, находится в ведении Российской национальной библиотеки. Коллектив библиотеки активно работает над его возрождением, и «Дунаевский fest» стал инструментом привлечения к этому знаковому месту общественного внимания.

«На данный момент здание законсервировано. Оно является образцом подлинной ольгинской жилой деревянной постройки начала XX века. Таких домов осталось мало, – говорит Дмитрий Воронин. – Исторический облик дачи в целом сохранился».

Планируется, что в перспективе, когда появится финансирование, здание будет приведено в порядок и в нем будет организован культурный центр для проведения встреч с творческими людьми, других культурных мероприятий. Также на этой территории будет обустроено пространство для отдыха сотрудников РНБ.

«Я живу недалеко от этого дома, но, к сожалению, ничего о нем не знала, – говорит жительница поселка Наталья Пирогова. – Я даже не ожидала, что у дома такая интересная история. Оказывается, здесь рождалась музыка, которую я знаю с детства».

«Мне очень понравился этот дом, особенно мансарда, в которой, как мне рассказали, любили играть в шахматы Дунаевский и Утесов, – делится впечатлениями шестиклассник Максим. – Я мимо этого дома часто езжу на велосипеде и всегда мечтал зайти. А еще мне понравилось, как звучат старинные грампластинки. Композитора этого я, если честно, не знаю, но песни с этих пластинок мне знакомы. Мне, например, нравится музыка, которая звучит на празднике «Алые паруса». Оказалось, что это музыка из фильма «Дети капитана Гранта» и ее как раз написал этот самый Дунаевский».

Неизвестный Дунаевский

«Дача Шалька» принимала гостей во второй день фестиваля. А его первая часть прошла в корпусе РНБ на Московском проспекте. Ее открыла музыкально-историческая лекция «Неизвестные страницы из жизни Дунаевского». Также гости фестиваля первыми в России услышали ранее неизвестные произведения Дунаевского – «Британский вальс» и «Полонез для скрипки и фортепиано». Их композитор написал в 1915 году, когда ему было15 лет, и посвятил своему учителю Иосифу Юльевичу Ахрону. По копиям нотных рукописей, которые были найдены в отделе рукописей РНБ, эти произведения исполнили заслуженная артистка России Мария Сафарьянц и доцент кафедры камерного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории Станислав Соловьев. Затем гостям фестиваля был показан документальный фильм, созданный на основании уникальных материалов, хранящихся в фондах библиотеки.

Дунаевский1_Че.jpg

ФОТО АВТОРА

«В октябре 1929 года Дунаевский приехал в Ленинград, где на Московском вокзале его встретил приятель Леонид Утесов, – отметил генеральный директор Российской национальной библиотеки Александр Вершинин. – В нашем городе композитор остался больше чем на десять лет и сочинил здесь свои лучшие произведения. К сожалению, его имя лет 15 было в забвении, и только после нулевых его начали вспоминать. Сегодня о жизни и творчестве этого талантливого человека можно узнать из многих источников. Например, я рекомендую обратиться к художественной биографии композитора из серии «Жизнь замечательных людей», которую на основе архивных документов написал Дмитрий Минченок».

Именно в этой книге есть любопытные факты о жизни Дунаевского в Ольгине. «Весело мы жили в композиторском Ольгино... Изо всех углов Дома творчества доносилось: «Съезд на носу, не успеем написать. Надо работать», – отмечены в книге воспоминания жены дирижера Малого театра Анатолия Паппэ Татьяны Мачабели. – Тогда же писали оперы к серьезным датам. Один Исаак Осипович никуда не спешил. Он писал оперетту».

А в это время по утрам в Ольгине раздавались какие-то странные крики.

«Ты не разобрала, что это кричат? Что-то не очень приличное, – цитирует автор ЖЗЛ воспоминания Мачабели. – На следующий день утром слышу истошный женский крик: «Срина», «Срина». Думаю, что за «срина» такая. Спрашиваю в столовой – никто не знает. И так каждое утро... Мы все заинтригованы... Однажды Исаак Осипович приходит утром в столовую довольный, счастливый и говорит: «Я узнал, что кричат по утрам. Теперь мы можем спать спокойно. У нас здесь живет Ресефесерина – маленькая девочка. Ее по утрам подружки будят. А мы слышим только окончание... Вот так мы жили».

Традиции быть

Важно, что «Дунаевский fest» был подготовлен и проведен на абсолютном энтузиазме его организаторов и участников, из бюджета не потрачено ни копейки. И, по признаниям организаторов проекта, они были не готовы к тому, что эта история вызовет такой интерес.

«На официальном уровне принято решение, что в перспективе «Дунаевский fest» станет традиционным. До 2023 года он будет проводиться ежегодно в летний период, – сказал глава муниципального образования Лахта – Ольгино Павел Богданов. – Уже в следующем году фестиваль будет масштабнее. Музыка композитора будет звучать сразу с нескольких площадок».

#музыка #фестиваль #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (6770) от 22.10.2020 под заголовком «Дачник из Ольгина».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?