В Петербурге состоялась премьера фильма Сергея Дебижева «Святой архипелаг»
В кинотеатре «Аврора» состоялась петербургская премьера фильма Сергея Дебижева «Святой архипелаг», который на 44‑м Международном московском кинофестивале был признан победителем в номинации документального кино и удостоен награды «Серебряный святой Георгий».

ФОТО кадр из фильма
Это история о жизни Соловецкого монастыря. Как говорит режиссер: «Это не рассказ, тем более не подробный рассказ. Информация со всеми датами, цифрами и событиями, может быть, и важна, но я такими проектами не занимаюсь. Я пытаюсь создавать художественные образы и общее впечатление. Мне кажется, это значительно важнее. Факты из памяти человека выветриваются довольно быстро, а впечатление остается навсегда».
Впрочем, совсем без фактов не обошлось. «Мы не могли не затронуть тему Соловецкой трагедии, связанной с ГУЛАГом, с печально знаменитым лагерем СЛОН, но это, пожалуй, единственная историческая параллель, которую мы проводим, — поясняет Сергей Дебижев. — Она обусловлена тем, что, когда Соловки создавались, у преподобных Савватия, Германа и Зосимы была такая, скажем современным языком, концепция, что на Соловках не должно пролиться ни капли живой крови. А во времена ГУЛАГа произошел полный перевертыш, кровь потекла рекой. Мимо этого мы не могли пройти». И эта тема, этот контраст задается с первых кадров. Даже название фильма проступает на экране в двух цветах — белом и красном.
И начинается неспешное повествование — есть и закадровый голос, и разговоры со священнослужителями. Есть фрагменты церковных служб, впервые кинематографистам позволили снять монашеский постриг. Много удивительных в своей строгой северной красоте пейзажей (оператор Алексей Немов). Соловецкие острова предстают в этом фильме местом почти волшебным, зачарованным. Зритель увидит море и небо, скалы и лес, парящих чаек и величественных китов-белух… Монашеская обитель органично вписывается в этот мир, ощущается его частью, существующей столь же размеренно и спокойно. «Мир такой, что глаз не оторвать, — говорит Дебижев. — Мы пытаемся понять эту сложную волшебную реальность и перенести ее на экран. Это не так просто».
Очевидно, что режиссеру помогает его образование (Дебижев окончил Художественное училище им. В. А. Серова и высшее Художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной).
«Изображение для меня — одна из важнейших, если не важнейшая составляющая кино… Мы стараемся, чтобы каждый кадр был максимально выразительным и ярким», — говорит он. Важную роль играет музыка — автором саундтрека стал Вячеслав Бутусов. «Сейчас он занимается духовной и симфонической музыкой, и скоро будут премьеры его больших серьезных проектов», — рассказал Дебижев.
Сейчас режиссер вместе со своей постоянной командой работает над новым проектом — фильмом «Крест».
«У него очень широкая география, от Иерусалима до Эфиопии, — делится он. — Конечно, и наши монастыри туда входят. Мы пытаемся понять, как христианство изменило картину мира и что собой представляет крест как сакральный символ».
Фильм «Святой архипелаг» уже привлек внимание и вызвал немало споров. Кому‑то не хватает в нем информативной составляющей, кто‑то считает, что некоторые озвученные идеи слишком консервативны. Но желание спорить и размышлять на предложенные темы, которое пробуждает эта картина, — свидетельство ее качества. Для того чтобы построить собственную иерархию ценностей, найти высокий смысл в обыденной жизни, человеку нужно размышлять и созерцать. «Святой архипелаг» провоцирует своих зрителей именно на это. А еще он, безусловно, чрезвычайно красив.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7375) от 16.03.2023 под заголовком «Красота спасет мир?».
Материалы рубрики
Пятый канал представит документальный проект «Они потрясли мир. Тайная жизнь Михаила Пуговкина»
Премьерные серии «Своих» на Пятом с 3 апреля
«Айта», «Тень Караваджо». Новинки кино: 30 марта
Премьера на Пятом: «Изгой» выходит в эфир 26 марта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии