В Петербурге простились с Андреем Балабухой

Петербургские писатели попрощались с Андреем Дмитриевичем Балабухой. Прощание прошло в Большом зале Крематория на Шафировском проспекте. Старейшины фантастического цеха не стало 2 декабря 2021 года.

В Петербурге простились с Андреем Балабухой | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Казалось, Балабуха был всегда. И уже само его присутствие в литературном пространстве нашего города зримо символизировало связь времен.

Он дебютировал очень рано: в 1966 году в возрасте девятнадцати лет Андрей Балабуха принял участие в коллективной радиоповести «Время кристаллам говорить», а уже в 1968 году рассказ «Аппендикс» увидел свет на страницах московского альманаха «Фантастика» рядом с произведениями Кира Булычева, Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова, Генриха Альтова, Севера Гансовского и других признанных фантастов-шестидесятников.

Первая авторская книга Андрея Балабухи, повесть в рассказах «Люди кораблей», вышла в Ленинградском отделении «Детской литературы» в 1983 году, в темное для нашей фантастики время, и на общем фоне производила сильное впечатление. Первый роман для взрослых читателей «Нептунова арфа» появился в 1986-м в серии «Библиотека советской фантастики» – радость омрачали жесткая редактура и ряд цензурных изъятий, опубликовать книгу в восстановленной авторской версии удалось только в 2005-м.

Действие самой яркой повести зрелого Балабухи «Распечатыватель сосудов, или На Моисеевом пути» разворачивалось в вымышленной Биармии, маленькой, но гордой независимой республике на северо-западе Европы, напоминающей то ли Карелию, то ли одно из государств Прибалтики. Повесть впервые появилась на страницах журнала «Уральский следопыт» в начале 1991 года, незадолго до распада СССР, и стала наглядным свидетельством писательской прозорливости.

Полдюжины сборников, составленных Андреем Балабухой, сотни критических и научно-популярных статей, предисловий и биографических очерков, переводы на русский романов Клиффорда Саймака, Роберта Хайнлайна, Альфреда ван Вогта – все это, безусловно, важные вехи в биографии писателя. Но не менее важно и то, что Андрей Дмитриевич деятельно опровергал известную максиму: «литература дело одинокое». Балабуха был тем стержнем, вокруг которого вращалось – и на котором, по сути, держалось – петербургское сообщество писателей-фантастов и популяризаторов науки. Той точкой, через которую на протяжении многих лет проходили официальные и неформальные связи между людьми с самыми разными интересами, взглядами и убеждениями.

Беляевский фестиваль и премия имени Александра Беляева, конкурс «Фанткритик» и премия «Двойная звезда», студия научно-фантастической и научно-художественной прозы Союза писателей Санкт-Петербурга и литературная студия, среди выпускников которой числятся Антон Первушин, Юрий Гаврюченков, Леонид Смирнов, Александр Прозоров – все они возникли и продолжали эффективно работать если не по инициативе, то с живым участием Андрея Дмитриевича.

Сохранится ли это сообщество теперь, когда скрепляющей его стержень исчез, или окончательно атомизируется, распадется на кружки по интересам, перестанет представлять собой какую-то общность – большой вопрос.

Ведь заменить Андрея Дмитриевича Балабуху среди петербургских писателей-фантастов, по совести говоря, сегодня просто некому.


#похороны #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7068) от 09.12.2021 под заголовком «Без Балабухи».


Комментарии