В Петербурге прошли концерты фестиваля «Музыкальный Олимп»

В Большом зале Филармонии и Академической капелле прошли четыре концерта XXV международного фестиваля «Музыкальный Олимп», перенесенного с прошлого года. В программах выступили лауреаты двенадцати международных конкурсов из семи стран в возрасте от 10 и старше.

В Петербурге прошли концерты фестиваля «Музыкальный Олимп» | Фото Владимира ПОСТНОВА предоставлено организаторами фестиваля

Фото Владимира ПОСТНОВА предоставлено организаторами фестиваля

Обаяние концертов этого уникального петербургского фестиваля кроется в настроениях участников, полных еще не остывшей эйфории победителей. Эти юные музыканты только начинают свои исполнительские карьеры, многие – даже не успев завершить полные учебные циклы. Конкурсы, уже открывшие им двери в престижные концертные залы, остались позади, впереди – полное радужных надежд будущее.

Вот лишь небольшая часть исполнителей, выступавших на «Олимпе» на рассвете своих карьер, а сегодня являющихся самыми востребованными музыкантами в мире: дирижеры Василий Петренко, Андрис Нелсонс, Франсуа-Ксавье Рот, кларнетист Мартин Фрест, скрипачки Байба Скриде и Патрисия Копачинская, виолончелистки Вильде Франг и Соль Габетта, пианистка Хатия Буниатишвили и многие другие. Жаль только, что с тех пор они почти не возвращаются в петербургскую Филармонию, хотя, казалось бы, логично ее руководству «брать на карандаш» имена этих музыкантов, делая их своими резидентами.

C недавних пор одним из центральных событий «Музыкального Олимпа» стали концерты лауреатов телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», в котором возраст участников бывает и меньше десяти лет. В этот раз в зале Академической капеллы выступили пятеро «щелкунчиков», один другого очаровательнее и виртуознее. 14-летняя Стефания Поспехина продемонстрировала грациозную хрупкость и рафинированность звука в «Размышлении» Петра Чайковского. 11-летний саксофонист Александр Долгов ошеломил стилевыми контрастами в сочинениях предельно разных композиторов Чимарозы и Шостаковича. Еще детская открытость новизне и уже пугающе недетская зрелость рождали захватывающие интерпретации. Концерт До мажор для гобоя с оркестром Чимарозы, написанный в XVIII веке, обрел в игре мальчика стилистически необходимые нежность, легкость и простодушное изящество. Но и в «Бурлеске» из совсем не детского Первого скрипичного концерта Шостаковича с его отчаянно злобной саркастичностью Александр донес до слушателей смыслы не только без потерь, но еще и с эффектом «гротеск плюс», полученным от тембра саксофона.

Полине Тхай достался Первый виолончельный концерт Сен-Санса. Было интересно наблюдать, как чутко она вслушивается во французскую музыкальную риторику и витиеватый синтаксис автора «Самсона и Далилы». 10-летний Андрей Зайцев пленил киногеничной улыбкой еще до того, как начал играть сначала на кларнете раннеромантического Крамаржа, а затем на блокфлейте сопранино – зрело-барочного Вивальди. Дыхание завидной протяженности, феноменальная беглость пальцев, умение строить невероятно музыкальные фразы, охватывать целое в сочетании со способностью чувствовать стиль и настроение – игра Андрея завораживала степенью одаренности.

11-летний пианист Роман Шер в Ля-мажорном концерте И.-С. Баха показал способность думать звуками, умилял искусством деликатной интерпретации. Симфонический оркестр Академической капеллы под управлением дирижера Ивана Столбова (он значился в программке «участник фестиваля «Музыкальный Олимп»-2008 как кларнетист») был безгранично чуток и дипломатичен к игре своих юных коллег.

Концерт в Большом зале Филармонии представил неиссякаемое желание «Олимпа» открывать новые не только имена, но и композиции. Японец Харума Сато (I премия, Международный музыкальный конкурс Баварского радио и телевидения ARD, Мюнхен, 2019) напомнил о конкурсном волнении в «Вариациях на тему рококо» Чайковского, без которого не обходится почти ни одно состязание в виолончельной номинации. Акценты и вдохновение в своем звуке музыкант расставлял, исходя из особенностей стиля рококо. Скрипачу Эльвину Ходже Ганиеву (Азербайджан/Албания/Турция) неспроста достался «Гран-при» на Международном музыкальном конкурсе в Вене в 2019 году. В Концерте для скрипки с оркестром «1001 ночь в гареме», ставшем российской премьерой сочинения турецкого пианиста Фазиля Сая, выступавшего когда-то в петербургской Филармонии, Эльвин Ходжа блеснул всеми гранями своего таланта. Бесконечно колоритная, изобретательная музыка концерта требовала умения ловить волну в постоянно меняющемся, взрывчатом ритме.

Меццо-сопрано Марина Виотти из Швейцарии добралась до Петербурга с трудом, ее появление висело на волоске, но того стоило. Публика получила не только роскошную подборку знаменитых классических арий для меццо-сопрано, но и легендарную песню Эдит Пиаф «Падам, падам», исполненную на бис в микрофон по законам жанра. Певица устроила вызов самой себе, включив в программу сольного концерта в миниатюре не только каватину Арзаче из «Семирамиды» Россини, снабженную искрящимися руладами собственного «изготовления», и арию Дорабеллы «Неистовые страсти» из «Так поступают все» Моцарта, но и стансы Сафо из одноименной оперы Гуно. Последняя на фоне растущего возмущения оркестровых ветров и волн обращается к своей «бессмертной лире» перед тем, как броситься со скалы от неразделенной любви, и ее привычно было бы услышать со звуком более плотным, темным, но Марина выбрала иной путь, высветлив краски, потеряв в объеме, но обретя в интерпретации.

Завершал концерт пианист Даниил Харитонов с «Рапсодией на тему Паганини» Рахманинова. В помощь ему, как и предыдущим участникам этого концерта, был Академический симфонический оркестр Филармонии под управлением Валентина Урюпина. 22-летний Даниил, которого многие помнят юным виртуозом, получившим приз самого юного участника на «Щелкунчике» 2006 года, показал колоссальный исполнительский рост, позволивший ему открыть себе и слушателям новые смысловые и звуковые слои неисчерпаемой «Рапсодии».

#концерт #музыка #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6942) от 10.06.2021 под заголовком «Новые обитатели «Олимпа»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?