В Петербурге прошла акция «Ночь искусств»

В Петербурге в восьмой раз состоялась ежегодная «Ночь искусств». На наш вопрос, зачем вы приняли участие в офлайн-программе, Ирина, пришедшая в Театр на Литейном, ответила одним словом: «Радоваться». Наверное, в живом общении был главный смысл происходившего в тот поздний вечер.

В Петербурге прошла акция «Ночь искусств» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Впервые в акции принял участие Дворец княгини Зинаиды Юсуповой, расположенный на Литейном проспекте, 42. Многим горожанам он известен как лекторий общества «Знание». В нем уже пять лет обитает Малый музыкальный театр. Как рассказала его директор Оксана Селина, артисты приняли решение показать программу «Музыкальный променад», соединив рассказ о парадных залах дворца и исполнение фрагментов из популярных оперетт. Как поясняет Селина, экскурсии во дворце бывают редко. Когда играются спектакли, антракт удлиняют до получаса, чтобы публика могла посмотреть некоторые интерьеры. Но, например, розовую гостиную не открывают. Кстати, существует легенда, что владелица дворца поднималась по чугунной винтовой лестнице, чтобы через слуховое окно посмотреть, кто ждет аудиенции в этой гостиной. Теперь окно зашито, лестница ведет к чердачной двери. На ней красуется надпись: «Власть детям!».

Дворец был построен 160 лет назад, сохранились семь парадных помещений с подлинными интерьерами (зеркала, лепнина, обшивка тканью). Вероятно, последняя реставрация здания проводилась в конце 1940-х годов, перед тем как туда поселилось общество «Знание». Позже пробитое зеркало на парадной лестнице было отмечено табличкой: «След от артиллерийского обстрела Ленинграда в годы блокады». Публика расспрашивала о других интерьерах. Всего во дворце было около 20 залов с ценной отделкой. Они ждут реставрации, но средств на это нет. Хорошо уже то, что дворец поддерживается в приличном состоянии.

На другой стороне Литейного проспекта «Ночь искусств» проходила на двух соседних площадках – в Музее Анны Ахматовой и Театре на Литейном. Как рассказала директор музея Анна Соколова, поначалу была надежда, что два спектакля театра пластики рук Hand Made – «Символы» и «Бродский в алфавитном беспорядке» вместе с Андреем Шимко, читающим прозу поэта, – покажут в Шереметевском саду два раза в общей сложности для 200 человек. Но спектакли пришлось перенести в онлайн-формат. По словам Андрея Князькова, руководителя театра, коллектив не выступает вживую с весны. «Ручное» искусство рассчитано на небольшие залы, которые нельзя наполнять.

Перемещаемся в соседнее здание, которое занимает Театр на Литейном. Как рассказала редактор литературной части театра Татьяна Февралева, провести акцию вживую удалось, сильно ограничив число зрителей. Билеты продавать не стали (была только регистрация), чтобы в случае отмены не иметь проблем с возвратом. В фойе театра была выстроена декорация из декораций к девяти спектаклям. В этом лабиринте состоялся квест, а потом публика поднялась на арьерсцену, где артисты театра «глаза в глаза» сыграли спектакль «Волшебное кольцо» по сказке Бориса Шергина. Обычно он идет в версии 6+. Специально для акции его показали (не меняя ни слова) для аудитории 16+. После спектакля Сергей Морозов, художественный руководитель театра, рассказал, что за арьерсценой находится портик, построенный Кваренги и выходящий в Шереметевский сад. Там заканчивается идущий летом спектакль «Вишневый сад. Тишина». Сейчас Театральный музей, Музей Ахматовой и Театр на Литейном готовят концепцию реставрации и совместного использования сада под названием «Шереметевский квартал». Ее реализация намечена на 2023 – 2024 годы.

Петербургская «Ночь искусств» не могла обойтись без балета. Музейно-выставочный центр РОСФОТО после экскурсии по своему дому № 35  по Большой Морской улице показал публике новую выставку – «Валентин Перельмутер. Звездный балет Кировского театра». Фотограф около двадцати лет снимал репетиции и спектакли, солистов, танцевавших на знаменитой сцене в 1980 – 1990-е годы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталия ЯБЛОНСКАЯ, куратор акции «Ночь искусств»:

– Наша команда, работающая много лет над майской «Ночью музеев», прежде не занималась «Ночью искусств». У нее другой, камерный, формат. В ноябре не так много желающих ходить по вечернему городу от одного культурного места до другого.

Но пандемия изменила ситуацию. Мы взялись за «Ночь искусств» по двум причинам: поддержать те музеи, библиотеки, концертные залы, которые смогли организовать живые события и обкатать возможности проведения «Ночи музеев-2021», если ограничения, наложенные эпидемией, будут сохранены. К сожалению, вынуждены готовиться и к такому развитию событий. Можно сказать, что мы сейчас протестировали новый формат общегородского мероприятия и поняли, как можно обеспечить для каждого культурного учреждения именно тот поток посетителей, который оптимален при его возможностях. Онлайн-формат дает возможность как присоединиться к проекту зрителям, которые остаются дома или вообще находятся за тысячи километров от Петербурга, так и показать площадки, которые в прежние годы не смогли бы стать участниками проекта из-за небольшого размера и риска «захлебнуться» от потока интересующихся посетителей или имеющие открытое хранение экспонатов.

В «Ночи искусств» приняли участи 47 организаций: 24 – только вживую, 10 – только онлайн, 13 – в смешанном формате. Число посетителей, выбравших реальную встречу с искусством, составило около 2000 человек, дистанционно видеозаписи посмотрели еще 500 человек, более 400 тыс. просмотров собрали трансляции в социальных сетях.

#искусство #акция #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (6799) от 05.11.2020 под заголовком «Искусство на ночь глядя».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?