В Петербурге прошел вечер к 65-летию композитора Леонида Десятникова

Вечер к 65-летию композитора Леонида Десятникова прошел на Новой сцене Александринского театра в отсутствие юбиляра.

В Петербурге прошел вечер к 65-летию композитора Леонида Десятникова | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Возраст Леонида Аркадьевича перешел в октябре критический рубеж 65+, и композитор не смог быть на этом славном событии. Да и смерть его друга дирижера Александра Ведерникова, благодаря которому опера «Дети Розенталя» смогла увидеть свет сцены Большого театра, еще не успела отойти в далекое прошлое. Музыкант даже не выступил с видеообращением, но что может красноречивее высказаться за композитора, чем его музыка?

Концерт начался атмосферно – зрители попадали в кинозал. Нарезка кадров из фильмов с саундтреками Леонида Десятникова – «Подмосковных вечеров» Валерия Тодоровского и «Москвы» Владимира Зельдовича – звучала в таперском сопровождении давнего друга композитора пианиста Алексея Гориболя. Это было изысканное таперство, демонстрирующее тончайшие связи между нотами и кадрами. Киножизнь и киносмерть в этих кадрах играли в прятки, пропитывая тем же киномузыку Леонида Десятникова. Алексей Гориболь совмещал с ролью пианиста еще и роль конферансье.

Первые кадры «Москвы» прошли под звуки, отдаленно напомнившие ощущения «Утра» из «Детского альбома» Чайковского. Вскоре в одной из частей этой сюиты забрезжили и аллюзии на меланхолию интермеццо Брамса, не оставив сомнений в том, что меланхоличный диалог с предшественниками был и остается для этого композитора главной питательной средой, воздухом для творческого диалога. Музыка Десятникова такая, будто ее уже когда-то слышали. Ощущение, будто пересматриваешь альбом с фотографиями, которые при каждом новом взгляде будут обретать все новые и новые черты.

Алексей Гориболь не мог не сказать о том, что музыкантов для концерта он пригласил из оркестра MusicAeterna Теодора Курентзиса, а музыку Десятникова хорошо могут играть только такие индивидуалисты, способные на чуткое ансамблевое существование, на улавливание вибраций друг друга. Не случайно, наверное, этот вечер состоялся не в Большом или Малом залах Филармонии, а в зале Новой сцены Александринского театра, ассоциирующемся с экспериментами. В «Двух русских песнях» на стихи Рильке, написанных немецким поэтом в оригинале на русском языке, Алексей Гориболь впервые познакомил петербургскую публику с тенором Олегом Крикуном. Ограничения по зрению наделяют этого певца привилегией передавать скрытый от обычных глаз нерв этих песен.

«По канве Астора» вышивал квартет солистов оркестра MusicAeterna во главе с Владиславом Песиным. Безысходная тоска музыки Астора Пьяццоллы очень органично резонировала с интенциями Десятникова. В этот момент почему-то вспомнился Гидон Кремер, чьей скрипки так не хватало на этом вечере...

Алексей Гориболь вместе со скрипачом Владиславом Песиным и виолончелистом Алексеем Жилиным представили еще одну ипостась творчества Десятникова – его театральную музыку к спектаклю «Живой труп» в Александринском театре. К сожалению, на юбилейном вечере не прозвучала премьера вокального цикла «Идиш» из-за болезни сопрано Ольги Кульчинской. Зато под занавес были исполнены известные «Эскизы к закату». Круг музыкантов здесь расширился за счет флейтистки Лауры Поу. Здесь хороши были и «Смерть в Венеции», и «Смерть Авессалома», и особенно _ «Еврейская ламбада», в которой было сразу сказано так много.

#концерт #композитор #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (6814) от 26.11.2020 под заголовком «По канве Десятникова».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?