В Петербурге прошел вечер к 65-летию композитора Леонида Десятникова

Вечер к 65-летию композитора Леонида Десятникова прошел на Новой сцене Александринского театра в отсутствие юбиляра.

В Петербурге прошел вечер к 65-летию композитора Леонида Десятникова | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Возраст Леонида Аркадьевича перешел в октябре критический рубеж 65+, и композитор не смог быть на этом славном событии. Да и смерть его друга дирижера Александра Ведерникова, благодаря которому опера «Дети Розенталя» смогла увидеть свет сцены Большого театра, еще не успела отойти в далекое прошлое. Музыкант даже не выступил с видеообращением, но что может красноречивее высказаться за композитора, чем его музыка?

Концерт начался атмосферно – зрители попадали в кинозал. Нарезка кадров из фильмов с саундтреками Леонида Десятникова – «Подмосковных вечеров» Валерия Тодоровского и «Москвы» Владимира Зельдовича – звучала в таперском сопровождении давнего друга композитора пианиста Алексея Гориболя. Это было изысканное таперство, демонстрирующее тончайшие связи между нотами и кадрами. Киножизнь и киносмерть в этих кадрах играли в прятки, пропитывая тем же киномузыку Леонида Десятникова. Алексей Гориболь совмещал с ролью пианиста еще и роль конферансье.

Первые кадры «Москвы» прошли под звуки, отдаленно напомнившие ощущения «Утра» из «Детского альбома» Чайковского. Вскоре в одной из частей этой сюиты забрезжили и аллюзии на меланхолию интермеццо Брамса, не оставив сомнений в том, что меланхоличный диалог с предшественниками был и остается для этого композитора главной питательной средой, воздухом для творческого диалога. Музыка Десятникова такая, будто ее уже когда-то слышали. Ощущение, будто пересматриваешь альбом с фотографиями, которые при каждом новом взгляде будут обретать все новые и новые черты.

Алексей Гориболь не мог не сказать о том, что музыкантов для концерта он пригласил из оркестра MusicAeterna Теодора Курентзиса, а музыку Десятникова хорошо могут играть только такие индивидуалисты, способные на чуткое ансамблевое существование, на улавливание вибраций друг друга. Не случайно, наверное, этот вечер состоялся не в Большом или Малом залах Филармонии, а в зале Новой сцены Александринского театра, ассоциирующемся с экспериментами. В «Двух русских песнях» на стихи Рильке, написанных немецким поэтом в оригинале на русском языке, Алексей Гориболь впервые познакомил петербургскую публику с тенором Олегом Крикуном. Ограничения по зрению наделяют этого певца привилегией передавать скрытый от обычных глаз нерв этих песен.

«По канве Астора» вышивал квартет солистов оркестра MusicAeterna во главе с Владиславом Песиным. Безысходная тоска музыки Астора Пьяццоллы очень органично резонировала с интенциями Десятникова. В этот момент почему-то вспомнился Гидон Кремер, чьей скрипки так не хватало на этом вечере...

Алексей Гориболь вместе со скрипачом Владиславом Песиным и виолончелистом Алексеем Жилиным представили еще одну ипостась творчества Десятникова – его театральную музыку к спектаклю «Живой труп» в Александринском театре. К сожалению, на юбилейном вечере не прозвучала премьера вокального цикла «Идиш» из-за болезни сопрано Ольги Кульчинской. Зато под занавес были исполнены известные «Эскизы к закату». Круг музыкантов здесь расширился за счет флейтистки Лауры Поу. Здесь хороши были и «Смерть в Венеции», и «Смерть Авессалома», и особенно _ «Еврейская ламбада», в которой было сразу сказано так много.

#концерт #композитор #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (6814) от 26.11.2020 под заголовком «По канве Десятникова».


Комментарии