В Петербурге прошел театральный форум для детей
В Петербурге в 17-й раз прошел «Арлекин» – театральный форум для детей, основанный театром «Зазеркалье».
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля
Традиционно фестиваль случается весной, но в этом году его пришлось перенести на сентябрь, когда, как виделось в начале карантина, все должно было вернуться к прежнему режиму. Но на деле ситуация оказалась очень зыбкой: «Арлекин» открывался в тот момент, когда петербургские театры городского подчинения еще не могли играть спектакли, царила растерянность. И только благодаря усилиям команды «Арлекина» и его директора Марины Корнаковой форум все же состоялся. Сначала в компромиссном формате: спектакли первых дней фестиваля игрались только для жюри, но транслировались в Интернет для всех желающих. Играть вживую только для «посвященных» взрослых было непросто для актеров, ведь предназначены-то спектакли для детей.
В программу фестиваля входили конкурсные и внеконкурсные спектакли из Петербурга, Москвы, Новосибирска, Барнаула, Пермского края. А еще – режиссерские читки пьес, которые модерировал драматург Михаил Бартенев. Плюс презентации книг, образовательный семинар. Не все театры других городов, участвующие в конкурсе, смогли приехать в Петербург, и три спектакля члены жюри ездили смотреть на их родную землю: в Улан-Удэ – спектакль Яны Туминой и Александра Балсанова «...И звали его Домино», в закрытый город Саров – «АлиССа» Галины Зальцман, в Москву – «Черная курица» Екатерины Половцевой. Петербуржцам эти постановки были показаны на большом экране.
Жюри во главе с актером Тарасом Бибичем определило лауреатов «Арлекина» (и одновременно национальной театральной премии) на основе репертуара, отобранного экспертами фестиваля.
Победителем стал спектакль «Тоня Глиммердал» режиссера Ольги Обрезановой, новосибирский «Первый театр». Театр получил денежную премию: миллион рублей на новый спектакль для детей и подростков. Литературной основой стала книга писательницы Марии Парр, которую окрестили современной норвежской Астрид Линдгрен. Главная героиня – девочка Тоня, живущая на малолюдном хуторе. Это обаятельный спектакль с замечательными актерскими работами, награду в номинации «Лучшая женская роль» разделили исполнительница заглавной роли Елизавета Кузнецова и Алина Трусевич, чей острохарактерный образ одной из обитательниц хутора очень запомнился зрителям. Выразительна и яркая, радующая глаз сценография спектакля, недаром Антон Болкунов стал лауреатом как лучший художник по костюмам.
Взял крупную награду и другой спектакль по книге Парр – «Вафельное сердце» в постановке Ивана Пачина (московское «Творческое объединение 9» и Центр Мейерхольда): актер Егор Строков победил в номинации «Лучшая мужская роль» (на снимке). Главный герой этого моноспектакля – мальчик Трилле, который на фоне своей боевой подружки Лены кажется обыкновенным и даже несколько вялым, но в течение действия актеру удается раскрыть его совсем не заурядный внутренний мир. Обе эти постановки свидетельствуют о прекрасной тенденции: театр для детей не держится за старый репертуар, предлагая тысячную вариацию всем известной сказки, но воплощает современную литературу, вызвавшую читательский интерес.
Награду за лучшую режиссуру получили Яна Тумина и Александр Балсанов («...И звали его Домино»). Они сделали спектакль по книге канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. Это «биография» лиса – жестокая и трагическая история о борьбе за выживание. Спектакль поставлен в Улан-Удэ в театре кукол «Ульгэр», труппу которого составляют в основном буряты _ монголы. Для них привычно играть национальный репертуар, но в данном случае им предстояло освоить литературу Северной Америки. И они, ведомые режиссерами, по-своему прочли ее, вскрыв архетипическое начало, метафизику природы. Получился спектакль, наполненный магией леса.
В фестивальной афише встречалась и литература, давно популярная в театре, как «Алиса в Стране чудес» или «Маленький принц». Но особое внимание притягивали как раз спектакли по произведениям новым для сцены. Таковы «Дети ворона» из цикла «ленинградских сказок» Юлии Яковлевой (центр поддержки культурных инициатив «Арт-Проект», Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва). Главные герои, брат и сестра, живущие в Ленинграде 1930-х, сталкиваются со страшной реальностью – сталинские репрессии, детприемник и травмированное детское сознание. И хотя в художественном плане спектакль во многом уязвим, все же сделан важный шаг – взяться за такую тему. Жюри отметило постановку спецпремией с формулировкой «За разговор с детьми о судьбе детей в тяжелейшие периоды отечественной истории».
Был в афише и очень интересный спектакль Wonder Boy Алтайского театра для детей и молодежи им. В. Золотухина, получивший награду за музыкальное оформление, которая ушла режиссеру спектакля Максиму Соколову. Это постановка по голливудскому фильму «Чудо» трехлетней давности (там сыграла Джулия Робертс) о мальчике с синдромом Тричера Коллинза, т. е. редкой деформацией лица.
Специальная премия жюри «Эксперимент» («За разрушение границ между сценой и зрительным залом и создание единого игрового пространства») ушла команде спектакля «Квартира. Фабрика историй», поставленная Элен Мале под художественным руководством Бориса Павловича (Петербург). Вместе с профессиональными артистами там участвуют исполнители с ментальными особенностями. Спектакль сочинен на основе придуманных ими историй – самобытных и совершенно чудесных в своей простодушности.
Самые разные истории – абсолютно вымышленные или на документальной основе, уводящие в сочиненный мир или размыкающиеся в действительность, – составили «арлекиновскую» палитру этого года. Ждать следующего фестиваля осталось не так долго: его планируют провести как обычно – в апреле. Надеясь, что не будет таких непредвиденных обстоятельств, как в этом году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6767) от 21.09.2020 под заголовком ««Арлекин» улетел в Новосибирск».
Комментарии