В Петербурге прошел театральный форум для детей

В Петербурге в 17-й раз прошел «Арлекин» – театральный форум для детей, основанный театром «Зазеркалье».

В Петербурге прошел театральный форум для детей | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Традиционно фестиваль случается весной, но в этом году его пришлось перенести на сентябрь, когда, как виделось в начале карантина, все должно было вернуться к прежнему режиму. Но на деле ситуация оказалась очень зыбкой: «Арлекин» открывался в тот момент, когда петербургские театры городского подчинения еще не могли играть спектакли, царила растерянность. И только благодаря усилиям команды «Арлекина» и его директора Марины Корнаковой форум все же состоялся. Сначала в компромиссном формате: спектакли первых дней фестиваля игрались только для жюри, но транслировались в Интернет для всех желающих. Играть вживую только для «посвященных» взрослых было непросто для актеров, ведь предназначены-то спектакли для детей.

В программу фестиваля входили конкурсные и внеконкурсные спектакли из Петербурга, Москвы, Новосибирска, Барнаула, Пермского края. А еще – режиссерские читки пьес, которые модерировал драматург Михаил Бартенев. Плюс презентации книг, образовательный семинар. Не все театры других городов, участвующие в конкурсе, смогли приехать в Петербург, и три спектакля члены жюри ездили смотреть на их родную землю: в Улан-Удэ – спектакль Яны Туминой и Александра Балсанова «...И звали его Домино», в закрытый город Саров – «АлиССа» Галины Зальцман, в Москву – «Черная курица» Екатерины Половцевой. Петербуржцам эти постановки были показаны на большом экране.

Жюри во главе с актером Тарасом Бибичем определило лауреатов «Арлекина» (и одновременно национальной театральной премии) на основе репертуара, отобранного экспертами фестиваля.

Победителем стал спектакль «Тоня Глиммердал» режиссера Ольги Обрезановой, новосибирский «Первый театр». Театр получил денежную премию: миллион рублей на новый спектакль для детей и подростков. Литературной основой стала книга писательницы Марии Парр, которую окрестили современной норвежской Астрид Линдгрен. Главная героиня – девочка Тоня, живущая на малолюдном хуторе. Это обаятельный спектакль с замечательными актерскими работами, награду в номинации «Лучшая женская роль» разделили исполнительница заглавной роли Елизавета Кузнецова и Алина Трусевич, чей острохарактерный образ одной из обитательниц хутора очень запомнился зрителям. Выразительна и яркая, радующая глаз сценография спектакля, недаром Антон Болкунов стал лауреатом как лучший художник по костюмам.

Взял крупную награду и другой спектакль по книге Парр – «Вафельное сердце» в постановке Ивана Пачина (московское «Творческое объединение 9» и Центр Мейерхольда): актер Егор Строков победил в номинации «Лучшая мужская роль» (на снимке). Главный герой этого моноспектакля – мальчик Трилле, который на фоне своей боевой подружки Лены кажется обыкновенным и даже несколько вялым, но в течение действия актеру удается раскрыть его совсем не заурядный внутренний мир. Обе эти постановки свидетельствуют о прекрасной тенденции: театр для детей не держится за старый репертуар, предлагая тысячную вариацию всем известной сказки, но воплощает современную литературу, вызвавшую читательский интерес.

Награду за лучшую режиссуру получили Яна Тумина и Александр Балсанов («...И звали его Домино»). Они сделали спектакль по книге канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. Это «биография» лиса – жестокая и трагическая история о борьбе за выживание. Спектакль поставлен в Улан-Удэ в театре кукол «Ульгэр», труппу которого составляют в основном буряты _ монголы. Для них привычно играть национальный репертуар, но в данном случае им предстояло освоить литературу Северной Америки. И они, ведомые режиссерами, по-своему прочли ее, вскрыв архетипическое начало, метафизику природы. Получился спектакль, наполненный магией леса.

В фестивальной афише встречалась и литература, давно популярная в театре, как «Алиса в Стране чудес» или «Маленький принц». Но особое внимание притягивали как раз спектакли по произведениям новым для сцены. Таковы «Дети ворона» из цикла «ленинградских сказок» Юлии Яковлевой (центр поддержки культурных инициатив «Арт-Проект», Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва). Главные герои, брат и сестра, живущие в Ленинграде 1930-х, сталкиваются со страшной реальностью – сталинские репрессии, детприемник и травмированное детское сознание. И хотя в художественном плане спектакль во многом уязвим, все же сделан важный шаг – взяться за такую тему. Жюри отметило постановку спецпремией с формулировкой «За разговор с детьми о судьбе детей в тяжелейшие периоды отечественной истории».

Был в афише и очень интересный спектакль Wonder Boy Алтайского театра для детей и молодежи им. В. Золотухина, получивший награду за музыкальное оформление, которая ушла режиссеру спектакля Максиму Соколову. Это постановка по голливудскому фильму «Чудо» трехлетней давности (там сыграла Джулия Робертс) о мальчике с синдромом Тричера Коллинза, т. е. редкой деформацией лица.

Специальная премия жюри «Эксперимент» («За разрушение границ между сценой и зрительным залом и создание единого игрового пространства») ушла команде спектакля «Квартира. Фабрика историй», поставленная Элен Мале под художественным руководством Бориса Павловича (Петербург). Вместе с профессиональными артистами там участвуют исполнители с ментальными особенностями. Спектакль сочинен на основе придуманных ими историй – самобытных и совершенно чудесных в своей простодушности.

Самые разные истории – абсолютно вымышленные или на документальной основе, уводящие в сочиненный мир или размыкающиеся в действительность, – составили «арлекиновскую» палитру этого года. Ждать следующего фестиваля осталось не так долго: его планируют провести как обычно – в апреле. Надеясь, что не будет таких непредвиденных обстоятельств, как в этом году.

#театр #форум #дети

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6767) от 21.09.2020 под заголовком ««Арлекин» улетел в Новосибирск».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?