В Петербурге прошел мастер-класс Сергея Кривчикова

Недавний онлайн-«круглый стол» по программе проекта «Waterfront/Водная линия», где обычно обсуждается создание в Петербурге новых общественных пространств у воды, стал мастер-классом Сергея Кривчикова, режиссера ежегодного «ВолгаФеста» в Самаре.

В Петербурге прошел мастер-класс Сергея Кривчикова | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Кривчиков начал с того, что за пять лет фестиваль набережных, стал влиять на образ жизни самарцев. С этим трудно спорить, когда на недельный праздник приходят в общей сложности 10 процентов жителей города-миллионника. И девиз фестиваля «Мы – волжане» – это про любовь к малой родине безо всякого пафоса. «ВолгаФест-2020» состоится, несмотря на пандемию. Он перенесен с июня на август и пройдет в сокращенном варианте, но программа паблик-арта сохранена.

Конечно, Самаре повезло, в центре города – больше 4 километров волжских набережных, из них три – с песчаными пляжами. Хорошее место для паблик-арта, но, как заметил Кривчиков, только до начала купального сезона. Потом он говорил о горизонте планирования, сейчас организаторы фестиваля думают, что нужно внести в госзадание на 2021 год, чтобы помочь дружественным муниципалам сэкономить расходы на содержание набережных и пляжей. В финале сказал, наверное, главное – организатором «ВолгаФеста» является правительство Самарской области.

Любые сравнения условны и приблизительны, но на сегодня новые общественные пространства в Петербурге – это только благоустройство. Оно может быть качественным, но на «Мы – петербуржцы» не тянет.

Паблик-арт в Северной столице развивается исключительно как частная инициатива. И он востребован. Тому свидетельство – выставки в саду Бенуа. О проекте лета 2020 года мы недавно сообщали. Успех паблик-арта измеряется не так, как принято на других выставках. Не наличием толпы экзальтированных фанатов, а реакцией обычных прохожих. Человек на секунду остановился, задумался – значит цель художника достигнута. Кстати, выстав ленные сейчас в саду Бенуа произведения куплены частными компаниями, но будут установлены в Петербурге в общественных пространствах. Их жизнь полноценно продолжится.

А что делает город для поддержки паблик-арта? Давно ушел в прошлое фестиваль «Критическая масса». Последние годы не получает поддержки и заморожен другой фестиваль – «Арт-проспект». В прошлом году КГА провел конкурс на лучшие «тематические объекты благоустройства с размещением малых архитектурных форм». Там было немного паблик-арта, но в число победителей такие объекты не попали.

Юлия Харчилава, представитель КГИОП, которая принимала участие в «круглом столе», сообщила, что комитет готов к диалогу с активистами и художниками. Потом мы пообщались с ней в онлайн-кулуарах и задали вопрос, что надо сделать, например, для временной установки самого простого летнего садового дивана на исторической набережной. Не будем приводить полный ответ со ссылками на статьи законов. Суть в том, что это практически невозможно. Наверное, КГИОП прав: если хочешь отдохнуть на открыточной панораме, то воспользуйся гранитной скамьей, которую спроектировали славные зодчие прошлого.

Тогда выйдем за пределы охранных зон объектов культурного наследия. На другом «круглом столе» на близкую тему Алексей Моор, главный художник Петербурга, говорил, что не надо стремиться устанавливать объекты навсегда, временный характер облегчит «проходимость» по инстанциям. Но тоже легких путей не обещал.

Вопрос, можно ли применить самарский опыт в Петербурге, остался без ответа. Но участники «круглого стола» согласились, что его надо искать.

#мастер-класс #общественное пространство #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (6726) от 24.07.2020 под заголовком «Искусство для случайного прохожего».


Комментарии