В Петербурге прошел круглый стол «Химическая лаборатория»

В Музее М. В. Ломоносова, входящем в состав Кунсткамеры, состоялся «круглый стол» «Химическая лаборатория: реконструкция, воссоздание, музеефикация?».

В Петербурге прошел круглый стол «Химическая лаборатория» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На нем была впервые публично представлена идея создания научно-образовательного центра и мемориального комплекса «Первая российская химическая лаборатория М. В. Ломоносова». Речь идет о территории между домами № 41 и 43 по 2-й линии Васильевского острова. Недавно она передана Герценовскому университету (РГПУ).

Там находятся два памятника археологии. Первый, в глубине участка – фундамент и части стен ломоносовской лаборатории. Здание было построено в 1748 году по проекту архитектора Иоганна Шумахера. Ломоносов работал там десять лет, пока не построил новую лабораторию в собственной усадьбе на набережной реки Мойки. Второй объект, так называемый Бонов дом, находится ближе к 2-й линии. Он был построен не позднее первой половины 1730-х годов, это был дом Академии наук, где Ломоносов жил в квартире из пяти комнат. Позднее оба здания неоднократно меняли хозяев и облик. И были разобраны в XX веке, в первые послевоенные годы. На том же участке находятся два пустующих двухэтажных аварийных флигеля, которые построены до 1917 года. По закону, они являются «несносными» историческими зданиями. Площади помещений там невелики – 250 и 350 кв. метров.

Как сообщила на «круглом столе» Наталья Копанева, главный хранитель Кунсткамеры и заведующая Музеем Ломоносова, первая попытка воссоздания химической лаборатории относится к 1947 году. Тогда по инициативе академика Сергея Вавилова, президента АН СССР, было принято решение открыть при Кунсткамере Музей Ломоносова, частью которого могла бы стать лаборатория.

Следующая попытка относится к середине 1980-х годов, когда АН СССР решила воссозданием лаборатории встретить 275-летие Ломоносова, которое приходилось на 1986 год. Но пока бумаги двигались по бюрократическим лестницам, не стало страны, именем которой называлась Академия наук.

Важно, что в конце 1980-х годов археолог Виктор Коренцвит провел археологические раскопки и обнаружил фундамент и кирпичные стены на высоту до одного метра. Археология плюс изучение архивных документов позволили архитектору Андрею Гуничу разработать эскизный проект воссоздания лаборатории, а также задуматься о воссоздании деревянного Бонова дома (названного по имени первого владельца – Германа фон Бона, сподвижника Петра I). Хотя раскопки на месте этого здания были произведены только в середине 2000-х годов.

С ними связана другая, скандальная, история. В 2004 году структуры РАН вознамерились построить элитный жилой дом на всем участке. В качестве отступного сторонникам сохранения памяти о Ломоносове предлагалось включение в новую постройку археологического объекта – лаборатории в виде подземного пространства. Тогда и были проведены небольшие археологические раскопки на месте Бонова дома.

После многочисленных протестов градозащитников и ученых инициаторы отказались от идеи строить жилье. Близился новый юбилей Ломоносова – 300 лет со дня рождения (2011), и снова в официальных документах появились слова о необходимости возродить химическую лабораторию ученого. Но бумага, как известно, все стерпит...

Прошло еще десять лет. И вот новая попытка, теперь по инициативе Герценовского университета. Как рассказала Татьяна Ласка, и. о. директора НИИ сохранения культурного наследия РГПУ, главная идея состоит в том, чтобы на основе работ Коренцвита и Гунича построить в исторических габаритах и стилистике новое здание как музейное и просветительское пространство с доступом к археологии, сохраняемой по всем современным требованиям. Нынешние технологии позволяют строить, не разрушая памятник.

В двух соседних флигелях разместятся научно-образовательный центр РГПУ – учебная мозаичная мастерская (Ломоносов вел в своей лаборатории опыт со смальтой), мультимедийные залы, аудитории, библиотека и т. д.

Во дворе предполагается создать общественное пространство с фрагментом существовавшего на этом месте в XVIII веке ботанического сада. Брандмауэры соседних зданий можно использовать в летнее время для лекций и кинопоказов.

Как пояснила Ласка «Санкт-Петербургским ведомостям», на ее взгляд, Бонов дом также надо воссоздавать, но это вопрос будущего времени и поэтапного финансирования. Сергей Макаренко, декан факультета химии РГПУ, пояснил для нашей газеты, что никаких химических опытов в зданиях на 2-й линии не будет. В мозаичной мастерской студенты «соберут» произведения из готовой смальты. В аудиториях – сообщат о результатах исследований, проведенных на основной площадке факультета химии.

Практическую сторону дела разъяснил Виктор Борисов, советник ректора РГПУ. Сейчас процесс находится на стадии создания технического задания на проектирование нового Ломоносовского центра. Инициаторы готовы выслушать все конструктивные предложения. Как от Кунсткамеры и других научных организаций, так и от заинтересованной общественности. Готовое техзадание будет направлено в Министерство просвещения РФ для включения в адресную программу финансирования. Сначала – проектирования, потом – реализации проекта. По самым предварительным оценкам, стоимость создания Ломоносовского центра составит 160 млн рублей.

#архитектура #круглый стол #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (6909) от 22.04.2021 под заголовком «Что нахимичила история».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?