В Петербурге прошел круглый стол «Химическая лаборатория»

В Музее М. В. Ломоносова, входящем в состав Кунсткамеры, состоялся «круглый стол» «Химическая лаборатория: реконструкция, воссоздание, музеефикация?».

В Петербурге прошел круглый стол «Химическая лаборатория» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На нем была впервые публично представлена идея создания научно-образовательного центра и мемориального комплекса «Первая российская химическая лаборатория М. В. Ломоносова». Речь идет о территории между домами № 41 и 43 по 2-й линии Васильевского острова. Недавно она передана Герценовскому университету (РГПУ).

Там находятся два памятника археологии. Первый, в глубине участка – фундамент и части стен ломоносовской лаборатории. Здание было построено в 1748 году по проекту архитектора Иоганна Шумахера. Ломоносов работал там десять лет, пока не построил новую лабораторию в собственной усадьбе на набережной реки Мойки. Второй объект, так называемый Бонов дом, находится ближе к 2-й линии. Он был построен не позднее первой половины 1730-х годов, это был дом Академии наук, где Ломоносов жил в квартире из пяти комнат. Позднее оба здания неоднократно меняли хозяев и облик. И были разобраны в XX веке, в первые послевоенные годы. На том же участке находятся два пустующих двухэтажных аварийных флигеля, которые построены до 1917 года. По закону, они являются «несносными» историческими зданиями. Площади помещений там невелики – 250 и 350 кв. метров.

Как сообщила на «круглом столе» Наталья Копанева, главный хранитель Кунсткамеры и заведующая Музеем Ломоносова, первая попытка воссоздания химической лаборатории относится к 1947 году. Тогда по инициативе академика Сергея Вавилова, президента АН СССР, было принято решение открыть при Кунсткамере Музей Ломоносова, частью которого могла бы стать лаборатория.

Следующая попытка относится к середине 1980-х годов, когда АН СССР решила воссозданием лаборатории встретить 275-летие Ломоносова, которое приходилось на 1986 год. Но пока бумаги двигались по бюрократическим лестницам, не стало страны, именем которой называлась Академия наук.

Важно, что в конце 1980-х годов археолог Виктор Коренцвит провел археологические раскопки и обнаружил фундамент и кирпичные стены на высоту до одного метра. Археология плюс изучение архивных документов позволили архитектору Андрею Гуничу разработать эскизный проект воссоздания лаборатории, а также задуматься о воссоздании деревянного Бонова дома (названного по имени первого владельца – Германа фон Бона, сподвижника Петра I). Хотя раскопки на месте этого здания были произведены только в середине 2000-х годов.

С ними связана другая, скандальная, история. В 2004 году структуры РАН вознамерились построить элитный жилой дом на всем участке. В качестве отступного сторонникам сохранения памяти о Ломоносове предлагалось включение в новую постройку археологического объекта – лаборатории в виде подземного пространства. Тогда и были проведены небольшие археологические раскопки на месте Бонова дома.

После многочисленных протестов градозащитников и ученых инициаторы отказались от идеи строить жилье. Близился новый юбилей Ломоносова – 300 лет со дня рождения (2011), и снова в официальных документах появились слова о необходимости возродить химическую лабораторию ученого. Но бумага, как известно, все стерпит...

Прошло еще десять лет. И вот новая попытка, теперь по инициативе Герценовского университета. Как рассказала Татьяна Ласка, и. о. директора НИИ сохранения культурного наследия РГПУ, главная идея состоит в том, чтобы на основе работ Коренцвита и Гунича построить в исторических габаритах и стилистике новое здание как музейное и просветительское пространство с доступом к археологии, сохраняемой по всем современным требованиям. Нынешние технологии позволяют строить, не разрушая памятник.

В двух соседних флигелях разместятся научно-образовательный центр РГПУ – учебная мозаичная мастерская (Ломоносов вел в своей лаборатории опыт со смальтой), мультимедийные залы, аудитории, библиотека и т. д.

Во дворе предполагается создать общественное пространство с фрагментом существовавшего на этом месте в XVIII веке ботанического сада. Брандмауэры соседних зданий можно использовать в летнее время для лекций и кинопоказов.

Как пояснила Ласка «Санкт-Петербургским ведомостям», на ее взгляд, Бонов дом также надо воссоздавать, но это вопрос будущего времени и поэтапного финансирования. Сергей Макаренко, декан факультета химии РГПУ, пояснил для нашей газеты, что никаких химических опытов в зданиях на 2-й линии не будет. В мозаичной мастерской студенты «соберут» произведения из готовой смальты. В аудиториях – сообщат о результатах исследований, проведенных на основной площадке факультета химии.

Практическую сторону дела разъяснил Виктор Борисов, советник ректора РГПУ. Сейчас процесс находится на стадии создания технического задания на проектирование нового Ломоносовского центра. Инициаторы готовы выслушать все конструктивные предложения. Как от Кунсткамеры и других научных организаций, так и от заинтересованной общественности. Готовое техзадание будет направлено в Министерство просвещения РФ для включения в адресную программу финансирования. Сначала – проектирования, потом – реализации проекта. По самым предварительным оценкам, стоимость создания Ломоносовского центра составит 160 млн рублей.

#архитектура #круглый стол #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (6909) от 22.04.2021 под заголовком «Что нахимичила история».


Комментарии