В Петербурге прошел конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой

В зале Академической капеллы прошел XIII международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Вновь обошлись без «Гран-при», зато первую премию присудили сразу двум участникам – меццо-сопрано Зинаиде Царенко и бас-баритону Дмитрию Чеблыкову.

В Петербурге прошел конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой | ФОТО Анатолия МЕДВЕДЯ/предоставлено организаторами конкурса

ФОТО Анатолия МЕДВЕДЯ/предоставлено организаторами конкурса

В отличие от двух предыдущих конкурсов тринадцатый поразил небывалым урожаем ярких, конкурентоспособных голосов, а среди полуфиналистов при большом желании жюри вполне могло бы выбрать гран-призера и среди басов, и среди потенциальных лирико-драматических сопрано, и среди меццо-сопрано, и даже среди теноров. «Гран-при» предполагает высокую ответственность и требует отчетности, а потому жюри предпочло сохранять спокойствие в рядах.

Процент слабаков тоже был, без него не обходится ни один конкурс, но общий уровень участников в этот раз оказался выше среднего. Правда, это, как всегда, больше касалось женских голосов. Юноши за время пандемии, когда опера на время замолкла по всему миру, вероятно, испугались, решив, что жанр этот их не прокормит, гарантий никаких не обеспечит. Понять их можно, однако опере придется туго, если мужские голоса иссякнут.

В этот раз была заметна и возрастная тенденция: как никогда прежде увеличилось число 20-летних и даже отважных 19-летних, а также тех, кому за тридцать. 20-летние вновь дали понять, что опера продолжает стремиться к омоложению, другие показали, что засиделись в ожидании и готовы выйти в последний бой, пока позволяет возрастной регламент конкурса. И совсем отрадно было наблюдать за обогащением палитры программ конкурсантов, в которых появилось очень много редко исполняемой музыки.

Особенно повезло номинации первого тура – «ария из оперы, кантаты или оратории XVII – XVIII веков», куда бурным потоком хлынули арии Вивальди, Генделя, Глюка, не говоря о Моцарте, у которого тоже выбрали далеко не самые заезженные произведения. К чести жюри, всем без исключения конкурсантам предоставлялась роскошная возможность исполнить на первом туре две арии без остановок. Был единичный случай, когда конкурсантка из Белоруссии сама решила не исполнять вторую арию, вероятно, почувствовав себя неважно. Всех остальных 162 человек из восьми стран члены жюри (в состав которого впервые вошли сопрано Марина Мещерякова и баритон Сергей Лейферкус, а также менеджер Тедди Герстель) добросовестно отслушали от первой до последней ноты в режиме нон-стоп в течение шести дней. Перед финалом был всего лишь день передышки. К третьему туру допустили максимально возможное по регламенту число состязавшихся – пятнадцать человек.

В полуфинал прошел 28-летний вьетнамский баритон Нгуен Кхак Хоа, впервые представив эту страну на петербургском смотре. В «Серенаде Дон Жуана» Чайковского он восхитил качеством артикуляции русского языка, ясностью фразировок, эмоциональной драматургией, основанной на обаятельной улыбке. XIII конкурсу вообще повезло, вопреки цифре с сомнительной репутацией. Его первый тур начался с блистательного выступления казахского тенора Кудайбергена Абильдина. Выступления участников проходили в алфавитном порядке, чтобы не создавать лишнего скопления людей на жеребьевке. И завершился третий тур роскошным пением 29-летней польской сопрано Александры Шмыд, исполнившей арию Джильды из «Риголетто» Верди и арию Луизы из одноименной оперы Шарпантье, представив тембральные грани своего голоса как уникальный бриллиант на всемирной выставке. Но оба были удостоены лишь дипломов, хотя как минимум их следовало бы поместить на третье место.

Участникам пришлось выдержать испытание не только финальным стрессом, но и буквально «медными трубами» – низким исполнительским уровнем Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга, который словно нарочно мешал молодым певцам, угрожая сорвать выступление. Некоторые его музыканты демонстрировали слабое владение элементарной нотной грамотой, и никакой маэстро, даже такой талантливый, как Михаил Татарников, был не в силах за пару репетиций исправить положение.

27-летний бас Алексей Кулагин (вторая премия, 350 тысяч рублей) показал, как окреп его голос за годы упорной работы, хотя певцу по-прежнему не хватает большей гибкости, интонационной поворотливости и скорости реакций. Когда в финале рядом с ним прозвучал голос его 22-летнего монгольского коллеги Бат-Эрдэнэ Сосорбарама с арией Банко из «Макбета» Верди и особенно хана Кончака из «Князя Игоря» Бородина, была полная уверенность, что предпочтение судьи отдадут ему. В полуфинале члены жюри не сдержались от аплодисментов в его адрес. Но все призовые места были отданы своим.

Впрочем, первого места было не жаль для 28-летней меццо-сопрано Зинаиды Царенко, которая с конкурсной стойкостью и запасом прочности представила в финале членам жюри Сегидилью из «Кармен» Бизе и арию Иоанны «Да, час настал» из «Орлеанской девы» Чайковского. Жаль, что среди спецпризов на конкурсе нет приза от Мариинского театра, а то бы ей, ученице профессора петербургской Консерватории Ольги Кондиной, смело можно было предложить целиком исполнить партию Иоанны, да и Кармен в его постановках.

Вторым обладателем первой премии оказался бас-баритон-Дмитрий Чеблыков – образец того, что принято считать «комплексом», включающим не только вокальные данные, но и харизму, артистизм, улыбку, уверенное ощущение себя на сцене. Блистательно выступила в финале и 25-летняя китаянка Лэй Чжан, награжденная двумя специальными призами от Зала органной и камерной музыки имени Е. Образцовой и от Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства имени великой певицы. Лэй Чжан блеснула мягкостью и виртуозным владением своим лирическим сопрано и в русской музыке – предсмертной арии Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова, и в бельканто – арии Семирамиды из одноименной оперы Россини. Когда на фуршете довелось ее поздравлять на английском языке, она предложила говорить по-русски, после чего выяснилось, что учится она в петербургской Консерватории.

Безоговорочно можно было признать решение жюри присудить третью премию 22-летней сопрано Марии Мальцевой, еще одной выпускнице петербургской школы, которая покорила женственностью, уместным примадонским кокетством и драгоценной красотой голоса в ариозо Иоланты из оперы Чайковского и жемчужной арии Маргариты из «Фауста» Гуно.



#конкур #опера #Капелла

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (6998) от 30.08.2021 под заголовком «Женские голоса слышнее».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?