2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге прошел форум-фест Jazz Across Border

16 – 18 декабря в Петербурге прошел VI форум-фест Jazz Across Borders — одно из крупнейших в Европе мероприятий, посвященных профессиональным вопросам джазовой индустрии.

В Петербурге прошел форум-фест Jazz Across Border | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В год 100‑летия отечественного джаза (1 октября 1922 года в России случился первый джазовый концерт, который организовал поэт и музыкант Валентин Парнах) программу форума составляли особенно тщательно. Она получилась насыщенной: «круглые столы», дискуссии, мастер-классы, прослушивания студенческих коллективов и, конечно, выступления музыкантов. Как уверен основатель и президент JAB народный артист России Игорь Бутман, это был не только праздник, но и три дня напряженной работы, подведения итогов и построения планов.

Одним из центральных событий стала беседа «Итоги столетия российского джаза: достижения, вызовы, перспективы», в которой приняли участие мэтры жанра Игорь Бутман и Давид Голощекин, композитор Петр Корягин и главный редактор журнала и интернет-портала «Джаз.ру» Кирилл Мошков.

«100‑летняя история российского джаза не такая простая прогулка, — напомнил Давид Голощекин. — Все это было очень сложно. На моем теле можно найти немало шрамов… за мои попытки играть джаз, что‑то организовывать. Я часто слышал, как говорят: джаз не наше искусство. И сегодня это, наверное, тоже можно услышать. А опера — это наше искусство? А балет? Он в России родился? Однако мы гордимся нашими композиторами, потрясающими оперными и балетными исполнителями. Джаз не наше? Ерунда. Наше. Российский джаз — это мы, джазовые музыканты. И я счастлив, что Игорю Михайловичу удалось довести до такой высокой точки признание этого жанра».

Действительно, 100‑летие отечественного джаза отметили и продолжают отмечать с размахом. 1 октября в Большом театре прошел джазовый гала-концерт. «Это было историческое событие, — говорит Петр Корягин. — Разные поколения музыкантов, которые пишут современную историю российского джаза, слились в едином пространстве музыки».

Кроме того, Фонд Игоря Бутмана запустил во «ВКонтакте» мини-приложение «Джаз в России» — единую базу знаний о джазовой культуре. Уже принято решение о том, что в Москве появится Джазовая улица. 

А в день открытия JAB Игорь Мошков представил короткую версию документального фильма «ДЖАЗ 100» (полнометражный вариант вскоре будет показан по телевидению). И рассказал о работе над ним и одноименной книгой: «Могу сказать, что эта работа заняла у меня лет двадцать, хотя я не сразу понял, в какой форме она родится. Я, конечно, изучил все, что было создано, написано до меня. Большим этапом стало создание «Центра исследования джаза». Это автономная некоммерческая организация, фонды которой находятся в Ярославле, мы собираем все, что связано с историей джаза в России. Я очень горжусь тем, что там хранится, постепенно оцифровывается и становится доступным для исследователей то, что осталось от уникальных архивов Натана Лейтеса, Валерия Мысовского, Алексея Козлова, — масса материалов. Малую их часть мы использовали для фильма и для книги».

От достижений перешли к проблемам и перспективам. Один из самых насущных вопросов, по мнению всех участников беседы, — распространение информации. «Важно знать, откуда все начиналось — уверен Игорь Бутман. — Вспомнить все юбилеи, всех великих музыкантов». «У моего поколения не было такого количества информации, ее добывали по крохам, — говорит Кирилл Мошков. — Сейчас есть полный доступ ко всему, но это означает отсутствие доступа, потому что если ты не знаешь, что ищешь, ты никогда это не найдешь. Узнать о существовании той или иной информации ты должен от кого‑то». Соответственно, говорили о том, что студентам музыкальных учебных заведений нужно преподавать не только практику и теорию, но и историю джаза.

Предполагается развивать фестивальное и клубное движение. И значит, необходимо задуматься о подготовке, обучении людей, которые будут этим заниматься, организовывать процесс. «С искусством все хорошо. Давайте решим проблему с организаторами, — говорит Петр Корягин. — Каждому коллективу нужен продюсер, директор, менеджер. В них сейчас огромная потребность».

Так же, как и в отечественных джазовых композиторах и аранжировщиках. Над их выявлением, воспитанием тоже нужно работать — проводить конкурсы, стимулировать, вдохновлять.

Ну и, конечно, джаз — это не только музыканты, но и слушатели, заинтересованные, понимающие. Об их просвещении обещают позаботиться. После показа на телевидении фильм «ДЖАЗ 100» должен появиться в Сети. Портал «Джаз.ру» открыт для всех, сбор и исследования материалов по истории отечественного джаза продолжаются.

«Нас кто‑то когда‑то в полночь укусил в шею, и мы заразились бациллой джаза, — шутит Кирилл Мошков. — Оказалось, она очень заразная. Если коготок увяз, всей птичке пропасть. И я желаю как можно большему количеству птичек пропасть в джазе».


#джаз #музыка #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7324) от 22.12.2022 под заголовком «Джаз. Коготок увяз — всей птичке пропасть».


Комментарии