В Петербурге представили городскую фотохронику времен коронавируса

«Этот новый странный мир. Санкт-Петербург на фоне пандемии» – так называется проект известных фотокорреспондентов Андрея ЧЕПАКИНА и Ирины МОТИНОЙ. Часть проекта уже показали в Доме журналиста на Невском, 70, в дальнейшем он будет представлен на других площадках. Тем более что сама фотохроника Петербурга времен коронавируса, увы, продолжается... Мы спросили у авторов, каким они увидели наш город весной и летом нынешнего года.

В Петербурге представили городскую фотохронику времен коронавируса | ФОТО Ирины МОТИНОЙ

ФОТО Ирины МОТИНОЙ

А. Ч.: Помните, первые недели самоизоляции город был совершенно пустынным? У меня было ощущение: белые ночи, Ленинград моей юности... Тогда город был практически пуст, и можно было подумать, что он принадлежит только тебе.

Чепакин.jpg

ФОТО Андрея ЧЕПАКИНА

А для многих из тех, кто намного младше меня, нынешней весной была первая возможность увидеть его в совершенно ином облике. В нем проявилось то, что многие годы было словно замылено. К примеру, как еще можно было бы увидеть совершенно пустую улицу Зодчего Росси?

Причем город «освободился», условно говоря, не только от толп людей, но и транспорта, в те несколько недель самоизоляции он перестал выглядеть как одна сплошная автостоянка...

И. М.: Я никогда не видела город таким открытым, чистым и даже свободным. Кажется, что он наконец смог глубоко вздохнуть. Мало машин, площади не забиты уродливыми лавчонками с сувенирами, набережные не похожи на стоянки автобусов, на улицах нет деревянных пристроек к кафе. Город без людей – это немного тревожно, но таинственно и красиво...

– На одном из снимков запечатлены влюбленные, которые целуются в метро. Казалось бы, эка невидаль?

И. М.: На первый взгляд, да, но снимок был сделан в самом начале апреля, когда были объявлены самые жесткие меры самоизоляции. Людей в метро было очень мало, и эта парочка выглядела очень стран но и даже как будто вызывающе...

Вообще мы с Андреем решили следить за ситуацией в развитии. На «переднем краю» пандемии нам оказаться не удалось, поэтому на выставке нет фотографий из больниц. И мы решили снимать, как люди в городе живут в такой обстановке, как меняется их настроение.

Сначала происходящее казалось нереальным, как голливудский фильм, потом угрожающим, а затем маски, перчатки, санитайзеры, чаще встречающиеся на дорогах машины «скорой помощи» – все это уже превратилось в рутину... Но в этой обыденности было сильнейшее внутреннее напряжение. Недаром праздник Пасхи так и не смог стать в этом году радостным. Напряженные лица священников, работников полиции, прихожан у ограды собора...

– И эти перемены в настроениях вам удалось проследить в фотографиях?

А. Ч.: В самые первые дни самоизоляции люди просто не знали, что делать, как себя вести. Одинокие пешеходы шарахались друг от друга. Сотрудники полиции на углу Невского и Садовой, узнав, что я снимаю и зачем, поинтересовались, есть ли разрешение. У меня было с собой письмо от Союза журналистов с просьбой к органам власти о содействии, но, когда я попытался показать им документ, они смотрели на него очень сильно издалека: «Нет-нет, не подходите ближе, мы вам верим!».

И. М.: Вообще было очень интересно замечать, как страх постепенно стал отступать, транспорт стал наполняться людьми. Тревога все равно чувствовалась, но постепенно она сменялась надеждой. Показательным для меня был День Победы. Парадоксально, но, как мне показалось, в этом году как раз из-за введенных ограничений он превратился в праздник, каким я его помню с детства: тихий семейный и вместе с этим общий.

Люди просто гуляли по улицам с портретами своих родных и флагами. Дети радовались празднично украшенным кораблям, взрослые фотографировались у Ростральных колонн. К Вечному огню на Марсовом поле несли цветы, и это не было никем организовано. И мне показалось, что, несмотря на маски и необходимость соблюдения социальной дистанции, в этот день чужие люди были гораздо ближе друг к другу... Вот такой срез времени, причем абсолютно не политизированный.

#фотография #выставка #пандемия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (6783) от 13.10.2020 под заголовком «Город Питер глубоко вздохнул».


Комментарии