В Петербурге представили фотографию XIX века «Вид на Английскую набережную и Благовещенский мост»
В Музее мостов — филиале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ — состоялось представление уникальной панорамной фотографии «Вид на Английскую набережную и Благовещенский мост», созданной в середине 1870‑х годов, и фильма о ее научной реставрации, которая проведена специалистами Музейно-выставочного центра РОСФОТО.

ФОТО автора
Панорама состоит из четырех снимков, отпечатанных на бумаге и точно состыкованных друг с другом. Общий размер фотографии вместе с тонким паспарту, современником съемок, составляет 66х231 см. Судя по этикетке на паспарту, фото сделано петербургским ателье «Класен, Штегеманн и К°» для магазина Фельтена, который располагался на Невском проспекте, 20. Александр Китаев, историк ранней фотографии, утверждает, что съемка на стеклянные пластинки размером примерно 40х60 см производилась со второго этажа здания Академии художеств. Трудно представить размеры фотокамеры — вероятно, это был большой павильонный экземпляр, специально доставленный из ателье. Выдержка при съемке составляла несколько минут, поэтому набережная около сфинксов выглядит безлюдной, но хорошо заметны фигуры рыбаков на лодке, пришвартованной к причалу. Сама панорама попала в музей, скорее всего, еще в конце XIX века. На фото постоянной экспозиции, сделанном в 1930‑е годы, панорама располагается на видном месте, но позже ее переместили в фонды.
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Елена Асташова, заместитель директора музея, в 2020 году готовилась выставка, посвященная Благовещенскому мосту. Тогда панораму достали, но сразу стало ясно, что она находится в аварийном состоянии и не может быть показана. Экспонат перевезли в реставрационные мастерские РОСФОТО, где над ним полгода колдовала Анна Асеева, художник-реставратор фотодокументов высшей категории. Как она сообщила нашей газете, количество операций, проделанных с раритетным предметом, достигает десятка. Главные — удаление позднего картона, к которому была приклеена панорама, очистка изображения, подклейка разрывов, дублировка на бескислотную бумагу. На один день редкую вещь поместили в предварительно очищенную старую раму (на снимке), но в дальнейшем она будет храниться в специальном бумажном «конверте».
Пока вопрос показа панорамы для публики остается открытым: музейщики боятся, что она может «выгореть». Возможно, будет создана высококачественная копия, в ближайшее же время РОСФОТО выложит 40‑минутный фильм о реставрации панорамы в открытый доступ.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7331) от 19.12.2022 под заголовком «Благовещенский мост в паспарту».
Материалы рубрики
Тибетские дары. Подношение с подтекстом
Выставка «Игра и страсть в русском изобразительном искусстве XVIII – XX вв.» открылась в Мурманске
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии