В Петербурге представили фотографию XIX века «Вид на Английскую набережную и Благовещенский мост»

В Музее мостов — филиале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ — состоялось представление уникальной панорамной фотографии «Вид на Английскую набережную и Благовещенский мост», созданной в середине 1870‑х годов, и фильма о ее научной реставрации, которая проведена специалистами Музейно-выставочного центра РОСФОТО.

В Петербурге представили фотографию XIX века «Вид на Английскую набережную и Благовещенский мост» | ФОТО автора

ФОТО автора

Панорама состоит из четырех снимков, отпечатанных на бумаге и точно состыкованных друг с другом. Общий размер фотографии вместе с тонким паспарту, современником съемок, составляет 66х231 см. Судя по этикетке на паспарту, фото сделано петербургским ателье «Класен, Штегеманн и К°» для магазина Фельтена, который располагался на Невском проспекте, 20. Александр Китаев, историк ранней фотографии, утверждает, что съемка на стек­лянные пластинки размером примерно 40х60 см производилась со второго этажа здания Академии художеств. Трудно представить размеры фотокамеры — вероятно, это был большой павильонный экземпляр, специально доставленный из ателье. Выдержка при съемке составляла несколько минут, по­этому набережная около сфинксов выглядит безлюдной, но хорошо заметны фигуры рыбаков на лодке, пришвартованной к причалу. Сама панорама попала в музей, скорее всего, еще в конце XIX века. На фото постоянной экспозиции, сделанном в 1930‑е годы, панорама располагается на видном месте, но позже ее переместили в фонды.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Елена Асташова, заместитель директора музея, в 2020 году готовилась выставка, посвященная Благовещенскому мосту. Тогда панораму достали, но сразу стало ясно, что она находится в аварийном состоянии и не может быть показана. Экспонат перевезли в реставрационные мастерские РОСФОТО, где над ним полгода колдовала Анна Асеева, художник-реставратор фотодокументов высшей категории. Как она сообщила нашей газете, количество операций, проделанных с раритетным предметом, достигает десятка. Главные — удаление позднего картона, к которому была приклеена панорама, очистка изображения, подклейка разрывов, дублировка на бескислотную бумагу. На один день редкую вещь поместили в предварительно очищенную старую раму (на снимке), но в дальнейшем она будет храниться в специальном бумажном «конверте».

Пока вопрос показа панорамы для публики остается открытым: музейщики боятся, что она может «выгореть». Возможно, будет соз­дана высококачественная копия, в ближайшее же время РОСФОТО выложит 40‑минутный фильм о реставрации панорамы в открытый доступ.


#мост #музей #фотография #Благовещенский мост

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7331) от 19.12.2022 под заголовком «Благовещенский мост в паспарту».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?