В Петербурге представили финальный том «Архитектуры Петербурга середины и второй половины XIX века»
В Доме архитектора состоялось представление финального, третьего, тома капитального труда Андрея Пунина «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века». В этом томе, посвященном 1860 - 1890-м годам, 850 страниц и более тысячи иллюстраций.
Иллюстрация Valkr/shutterstock.com
Почти 40 лет назад Пунин выпустил первую популярную книгу по архитектуре эпохи эклектики, сразу ставшую настольной для краеведов и любителей петербургской архитектуры. Теперь «сюжет» вырос до объемного трехтомника. По словам автора, главный нерв архитектуры последних десятилетий XIX века - борьба украшательства и функциональности. Увлечение кариатидами и другим богатым декором вошло в противоречие с безопасностью и удобством пользования домами, особенно доходными. В конечном итоге это привело к закату эклектики.
Автор разделил том на два больших блока. Главы первого блока разделены по функционалу: промышленные здания, доходные дома, дворцы, общественные здания. Читатель узнает, что такое «шедовые кровли» и как они использованы в малярной мастерской Вагоностроительного завода (Московский проспект, 115), почему кирпичный стиль наилучшим образом отвечал промышленному буму в России. Как жадные капиталисты строили доходные дома-колодцы и как выглядит «холодильный шкафчик» во дворе дома № 23 по Миллионной улице.
Пунин подробно останавливается на городских особняках нового типа (современные адреса - улица Марата, 63, и улица Писарева, 12), где вместо неудобных анфилад созданы изолированные жилые пространства.
По нескольку страниц посвящены символу петербургской эклектики - зданию Музея училища барона Штиглица, а также Соляному городку. Последний сюжет актуален в связи с возвращением этого комплекса Музею обороны и блокады Ленинграда.
Второй раздел книги отдан разбору стилевых направлений поздней эклектики, в финальной главе «На пороге нового века» автор подробно пишет о творчестве архитектора Виктора Шретера и его доме № 112 по набережной реки Мойки, а также о строительстве Троицкого моста через Неву.
По словам архитектора Рафаэля Даянова, трехтомник Пунина важен не только с академической, но и с практической точки зрения. Архитектура Петербурга повернулась от модернизма к контекстности исторической среде, снова стала эклектичной.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (6623) от 12.02.2020 под заголовком «Кариатиды в борьбе с капитализмом».
Комментарии