В Петербурге представили финальный том «Архитектуры Петербурга середины и второй половины XIX века»

В Доме архитектора состоялось представление финального, третьего, тома капитального труда Андрея Пунина «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века». В этом томе, посвященном 1860 - 1890-м годам, 850 страниц и более тысячи иллюстраций.

В Петербурге представили финальный том «Архитектуры Петербурга середины и второй половины XIX века» | Иллюстрация Valkr/shutterstock.com

Иллюстрация Valkr/shutterstock.com

Почти 40 лет назад Пунин выпустил первую популярную книгу по архитектуре эпохи эклектики, сразу ставшую настольной для краеведов и любителей петербургской архитектуры. Теперь «сюжет» вырос до объемного трехтомника. По словам автора, главный нерв архитектуры последних десятилетий XIX века - борьба украшательства и функциональности. Увлечение кариатидами и другим богатым декором вошло в противоречие с безопасностью и удобством пользования домами, особенно доходными. В конечном итоге это привело к закату эклектики.

Автор разделил том на два больших блока. Главы первого блока разделены по функционалу: промышленные здания, доходные дома, дворцы, общественные здания. Читатель узнает, что такое «шедовые кровли» и как они использованы в малярной мастерской Вагоностроительного завода (Московский проспект, 115), почему кирпичный стиль наилучшим образом отвечал промышленному буму в России. Как жадные капиталисты строили доходные дома-колодцы и как выглядит «холодильный шкафчик» во дворе дома № 23 по Миллионной улице.

Пунин подробно останавливается на городских особняках нового типа (современные адреса - улица Марата, 63, и улица Писарева, 12), где вместо неудобных анфилад созданы изолированные жилые пространства.

По нескольку страниц посвящены символу петербургской эклектики - зданию Музея училища барона Штиглица, а также Соляному городку. Последний сюжет актуален в связи с возвращением этого комплекса Музею обороны и блокады Ленинграда.

Второй раздел книги отдан разбору стилевых направлений поздней эклектики, в финальной главе «На пороге нового века» автор подробно пишет о творчестве архитектора Виктора Шретера и его доме № 112 по набережной реки Мойки, а также о строительстве Троицкого моста через Неву.

По словам архитектора Рафаэля Даянова, трехтомник Пунина важен не только с академической, но и с практической точки зрения. Архитектура Петербурга повернулась от модернизма к контекстности исторической среде, снова стала эклектичной.

#архитектура #книга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (6623) от 12.02.2020 под заголовком «Кариатиды в борьбе с капитализмом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?