В Петербурге представили две выставки к Дню Арктики
На событийном календаре России День Арктики появился чуть больше десяти лет назад. Причем впервые прошел одновременно в Петербурге и Нарьян-Маре, столице Ненецкого автономного округа, а вскоре его стали отмечать все арктические регионы страны. Северная столица и нынче не осталась в стороне: к этому дню музейщики приурочили открытие двух выставок. Одна из них повествует о полярных экспедициях и исследовании этого края. А другая — «Хозяин Арктики» — посвящена белым медведям, крупнейшим представителям животного мира Заполярья.

ФОТО Википедии / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0
Создать новую тематическую экспозицию для сотрудников Российского государственного музея Арктики и Антарктики (РГМАА) вообще‑то труда не составляет. Ведь в его фондах находится более 50 тысяч музейных предметов, относящихся к истории освоения Крайнего Севера и жизни полярников, крупным экспедициям в «страну белого безмолвия» и т. д.
Однако на сей раз обращаться в эти богатые музейные закрома музейщикам не пришлось. Колоритную «медвежью» выставку они организовали вместе со своими партнерами — сотрудниками Ленинградского зоопарка и Проектного офиса развития Арктики (ПОРА). Первые предоставили кадры, сделанные в ходе многолетнего наблюдения за медведицами и их мохнатыми чадами (Ленинградский зоопарк едва ли не впервые в России больше двадцати лет назад применил для этого систему видеонаблюдения). А вторые выступили в качестве экспертов и тоже передали со своей стороны довольно редкие снимки, рассказывающие о жизни этих животных, популяция которых на территории нашей страны сокращается.
«Ареал обитания белых медведей обширный, и они предпочитают находиться вдали от людей, живущих на метеостанциях или в вахтовых поселках, — говорит Константин Деринг, исполнительный директор общероссийской эколого-просветительской площадки ПОРА. — Тем не менее самый крупный представитель животного мира этих мест попал в международную Красную Книгу и находится под угрозой исчезновения».
Словом, актуальность нового арт-проекта РГМАА не вызывает сомнения — его «мишкина» выставка продлится до 1 сентября 2023 года. А вот чтобы посетить другую, тоже открытую к Дню Арктики, не потребуется пересекать порог этого музея. Несколько баннеров с репродукциями картин молодого петербургского художника и иллюстратора Константина Брилевского встретят посетителей прямо у входа.
На этих масштабных полотнах, цифровых копиях его живописных работ, запечатлены разные эпизоды, связанные со знаменитыми полярными экспедициями российских путешественников и такими знаковыми фигурами, как Семен Дежнев, Эдуард Толль, Георгий Седов и др.
«Увидев эти содержательные отсылы ко временам освоения Русской Арктики, многие поспешат узнать больше и отправятся на тематическую экскурсию в наш музей, — полагает Наталья Петрова, директор РГМАА. — Или посетят выставку «Культурный код Каверин 2.0», действующую в особняке Румянцева, которую мы подготовили вместе с литературным музеем «XX век» и коллегами из Государственного музея истории Санкт-Петербурга».
Работая в этом направлении, петербургский Музей Арктики и Антарктики много лет сотрудничает с другими организациями. Особое место в перечне его постоянных партнеров занимает, безусловно, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Свои завершенные значимые этнопроекты, касающиеся исследования образа жизни и культуры коренных народов Крайнего Севера, его сотрудники в День Арктики не представили. Но о некоторых из них Владимир Давыдов, заместитель директора Кунсткамеры по научной работе, тоже посчитал нужным поведать.
Это монография «Северность России» — новое исследование по истории и этнографии Русского Севера руководителя музея, доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН Андрея Головнева и готовая выйти в свет книга «Люди в движении», посвященная культуре «арктической мобильности» эвенков.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7367) от 03.03.2023 под заголовком «Пора спасать «хозяина» Арктики».
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 3 июня
В Мурманске открылась выставка «Непарадный Ленинград»
Эстафета встреч. В Петербурге проходит саммит «Арктика-2023»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии