В Петербурге представили более ста предметов из Дома-музея Волошина

Впервые в Петербурге – более ста предметов из Дома-музея Максимилиана Волошина в Коктебеле, многие из которых практически никогда не покидали Крым. Они стали экспонатами выставки, открывшейся в Президентской библиотеке. Подлинные акварели, рукописи, записные книжки, в которых не только стихи, но и перечень необходимых покупок: конверты, бумага, мыло, масло, кофе, шнурки для ботинок...

В Петербурге представили более ста предметов из Дома-музея Волошина | ФОТО предоставлено Президентской библиотекой

ФОТО предоставлено Президентской библиотекой

– Специально для этой экспозиции мы привезли одну из наиболее известных работ Волошина – картину «Коктебель». Второе ее название – «Небесный колодец». Сам автор разместил ее в центре своей мастерской. Это полотно никогда не покидало родные стены, – рассказала Наталия Мирошниченко, заведующая Домом-музеем М. А. Волошина, участвовавшая в открытии выставки.

Идея ее проведения родилась позапрошлым летом во время большой конференции в Крыму, в которой участвовали представители Президентской библиотеки. Затем в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума библиотека и мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина» подписали соглашение о сотрудничестве. Несмотря на пандемию, совместный проект все-таки удалось осуществить.

По словам Мирошниченко, для выставки в таком учреждении, как Президентская библиотека, требовался не просто изобразительный ряд, а серьезное документальное наполнение. Поэтому главной темой экспозиции стала жизнь Максимилиана Волошина во время Гражданской войны в Крыму, который он не покидал с 1917 года. Смена противоборствующих властей происходила на его глазах.

– Как известно, поэт не примыкал ни к одной из сторон конфликта. Белых он не особенно приветствовал, но и к большевикам симпатии, судя по его стихам, не испытывал. Относился к ним философски – как к явлению, порожденному русской историей. Недаром он называл Петра Великого «первым большевиком». Может показаться удивительным, но ни те, ни другие его не трогали, – говорит куратор выставки Нина Логинова. – Волошин же по мере своих сил пытался спасать и красных, и белых. Как сам писал, «и всеми силами своими молюсь за тех и за других».

К примеру, на выставке можно узнать о том, как поэт выручил из беды генерала Никандра Маркса – своего соседа по даче в Коктебеле. Тот отличался левыми взглядами, в Госдуме примыкал к фракции трудовиков, а в 1918-м в Одессе при большевиках возглавил отдел народного образования. Когда в 1919-м пришли белые, был разжалован «за измену», лишен всех прав состояния и приговорен к каторжным работам.

Как только Волошин узнал, что Маркса арестовали, он немедленно бросился на помощь. Помогло случайное знакомство с начальником белой контрразведки. В результате удалось добиться смягчения приговора: Маркса просто выслали на Тамань. Больше белые не трогали генерала, а при большевиках в декабре 1920 года он стал первым ректором Кубанского университета...

Когда в ноябре 1920-го армия Врангеля покидала Крым, представители штаба Кубанского казачьего военного училища предложили Волошину эвакуироваться вместе с ними. Поэт поначалу согласился, но потом передумал: «Я не могу, потому что на моей совести лежит моя библиотека в Коктебеле... Даже если библиотеку отберут, я буду просить оставить меня сторожем при ней – и кто же лучше убережет ее для них же, как не я?».

После ухода белых в Крыму, как известно, развернулся жесточайший красный террор. Волошин оказался в гуще событий – доносов, национализаций, голода... Но и тут ему удалось уцелеть. Он оставался верным себе, пытался защищать культурные ценности и человеческие жизни. Увы, чаще всего безуспешно.

Как он сам признавался, «красных при белых и белых при красных я защищал не из нейтральности и даже не из «филантропии», а потому что массовое взаимоистребление русских граждан в стране, где культурных работников и так мало и где они так нужны, является нестерпимым идиотизмом».

#выставка #культура #Президентская библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (6856) от 03.02.2021 под заголовком «Волошин, Крым и Петербург».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?