В Петербурге открылся библиотечно-культурный центр «НОТА»
Выставкой «Роман о розе» о легендах библиотек открылся библиотечно-культурный центр «НОТА». В полном объеме он начнет работу в ноябре, но сотрудники центра решили не дожидаться завершения реконструкции своего большого пространства.

ФОТО автора
«НОТА» размещается на проспекте Косыгина в жилом доме № 28, построенном почти 40 лет назад. Весь первый этаж был изначально предназначен для «социалки» — детская библиотека № 1 Красногвардейского района, детская музыкальная школа, банк и почта. Для поддержки соседа библиотека кроме обычного набора книг целенаправленно пополнялась нотными изданиями. И, когда ее решили преобразовать в библиотечно-культурный центр, название «НОТА» оказалось в самую точку. Архитекторы Александр Белик и Григорий Писаренко предложили раскрыть давно заложенные окна верхнего света в выступающих частях здания; а также, где это возможно, увеличить высоту помещений и убрать перегородки. Общая площадь центра составит 1200 кв. метров.
На сегодня работы завершены на площади около пятисот «квадратов». Сотрудники библиотеки решили, что надо уже сейчас сделать пространство доступным как будущим читателям, так и всем горожанам. Они выиграли грант благотворительного фонда по программе «Креативный музей» и создали многосоставный выставочный проект «Роман о розе».
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Ольга Маркарян, куратор проекта, «выставка посвящена истории библиотек. Мы строим новую библиотеку, и для нас было важно свериться с вечностью. Выяснилось, что вопрос, как поставить скамейку у окна, волновавший Микеланджело, строившего библиотеку в XVI веке, волнует и нас. «Роман о розе» — первый средневековый роман, бестселлер, который переписывали вручную. Роза — тогда и позже у Шекспира — символ вечности смыслов. В нашем случае — вечности смысла собирать и хранить книги в библиотеках».

Выставка состоит из трех больших блоков. Для участия в первом приглашены девять современных художников, которые умеют работать с пространством и согласились высказаться на библиотечную тему. Она вечна, хотя множество собраний книг и рукописей исчезли вместе с породившими их цивилизациями. Об этом размышляют художники.
Инсталляция Владимира Копейкина называется «Источник». Над слоем натурального чернозема висят прозрачные стеклянные капли. «Я воспринимаю библиотеку как источник, который постоянно пополняется чистыми мыслями», — комментирует художник идею своей работы. Арт-группа «Север 7» создала инсталляцию «Северная Александрийская библиотека номер 7». В качестве материала, в том числе и для «книг», использовано только дерево. Из него же сооружен «Египетский обелиск» как напоминание о древней Александрии и ее исчезнувшей библиотеке — самой крупной в древнем мире.
Аудиоинсталляция Анны Мартыненко называется «Шум шумеров»: она воспроизвела глиняные таблички, на которых записан шумерский эпос о Гильгамеше, сложенный почти 4 тысячи лет назад. Как мог звучать этот текст на шумерском языке? Художнице помог озвучить его современный российский ассириолог Рим Нуруллин. Художник Петр Белый также размышляет об исчезнувших языках. Он выложил старые кривые гвозди в ряды, образующие «текст». «Мой минималистический жест о том, что гвоздь, утративший практическую функцию, приобретает функцию эстетическую», — говорит Белый.
Арт-объекты расположены напротив длинных стеллажей. Книг там немного, основное место занимают исторические материалы о библиотеках, они распечатаны на дощечках как образах универсальных носителей текстов. Дощечек более 600.
Таблички рассказывают о крупных мировых библиотеках — от древней Александрийской в Египте до современной Российской национальной в Петербурге, а также о выдающихся людях, связанных с деятельностью библиотек. Это, например, Иоганн Вольфганг Гете, который руководил работой библиотеки в Веймаре, и Хорхе Луи Борхес, который был директором Национальной библиотеки Аргентины. Отдельная глава посвящена петербургскому филологу Юрию Кнорозову, расшифровавшему язык майя на основании трех письменных источников, своеобразной мини-библиотеки майя.

Особое место в этой части выставки занимают истории двух женщин — Диты Краус (урожденной Эдиты Полаховой) и Маргариты Рудомино. Краус было 13 лет, когда она попала в нацистский лагерь Освенцим и стала там тайным «библиотекарем». В ее распоряжении было всего восемь книг, которые случайно оказались за колючей проволокой. Она хранила их, постоянно рискуя жизнью. Известно, что среди этих книг были произведения Дюма, Чапека, Уэллса, Фрейда и «русский роман без обложки». Сейчас Дите Краус 93 года, она прислала теплое приветствие организаторам выставки и рисунок с букетом цветов.
Рудомино была основательницей и многолетним директором Библиотеки иностранной литературы в Москве. Ее наследники предоставили для выставки фотографии из архива Маргариты Ивановны. В том числе сделанные летом 1945 года в Берлине, куда Рудомино была командирована для формирования книжных собраний в процессе репарации.
Второй блок — «В пространстве и времени» (куратор Анастасия Корепина) посвящен образам библиотеки прошлого, нынешнего и следующего веков. Обстановка ленинградской библиотеки начала 1960‑х годов воссоздана с помощью коллег из разных районов Петербурга. В век электронных каталогов любопытно рассматривать альбом наглядных пособий «Организация книжных фондов и каталогов в массовых библиотеках». Впрочем, опытные люди уверены, что и сегодня бумажные носители остаются самым надежным хранителем информации о библиотечных сокровищах. Основной стенд в зале XXI века называется «Не книги». Как пояснила Корепина, она подобрала издания, которые могут стать «точкой входа» в литературу. Например, это графический путеводитель по пушкинскому «Евгению Онегину» и комикс по «Преступлению и наказанию» Достоевского. Следующему веку куратор отвела скромный плакат. По ее версии, утром первым будет пробуждаться искусственный интеллект, который подключит читателя к сенсорным устройствам для медитативного созерцания и переживания литературного произведения.
Третий блок выставки — «Фигуры чтения» (куратор Анна Гончарова) стал совместной работой библиотекарей и молодых петербургских дизайнеров. Они представили, как могли одеваться известные персонажи, связанные с литературой и чтением. Среди них Мурасаки Сикибу, японская писательница XI века, и Сальвино Армати, которому приписали изобретение очков для чтения в конце XIII века. Правда, в книге, изданной через 300 лет. В свое время исследователи не поленились и провели генеалогические исследования: такого человека не существовало в природе. А вот Ришар де Фурниваль — реальный персонаж XIII века, он придумал, как располагать книги в библиотеках по разделам знаний. Ему принадлежит крылатая фраза: «Чтение обогащает настоящее, актуализирует прошлое и благодаря памяти все это транслирует в будущее».
В четвертом веке н. э. Амвросий Медиоланский первым стал читать молча в присутствии других людей, чем сильно поразил блаженного Августина. Прежде среди грамотных людей было принято читать вслух, чтобы поделиться содержанием читаемого текста с окружающими, да и самому лучше понять написанное в условиях, когда не существовало устоявшихся знаков препинания. Видимо, под сильным впечатлением от жизни Амвросия дизайнеры выбрали для большинства персонажей длиннополые монашеские одеяния.
Посмотрев выставку, Борис Пиотровский, вице-губернатор Петербурга, заметил: «Это серьезный проект, привлекающий внимание к важным проблемам современности. Результат достигнут объединением усилий самых разных профессионалов — художников, библиотекарей, бизнесменов ради важной, благородной идеи популяризации чтения».
Евгений Разумишкин, глава администрации Красногвардейского района, сообщил, что средний возраст библиотекарей района составляет 24 года. В профессию, которая традиционно считалась женским занятием, стали приходить молодые люди. Работа библиотекарем становится престижной профессией.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7388) от 04.04.2023 под заголовком «Читать — это интересно».
Комментарии