В Петербурге открылась выставка театрального художника Эмиля Капелюша
Выставка Эмиля Капелюша «Театр художника... и не только театр» открылась в новом пространстве Шереметевского дворца (филиале Музея театрального и музыкального искусства) – в Полярном флигеле.
ФОТО Марины ХОХЛОВОЙ
Эмиль Капелюш – один из самых известных и востребованных театральных художников Петербурга. В прошлом году он отметил 45-летие творческой деятельности. За это время оформил триста спектаклей. О нем написаны сотни статей. Но лучше всех, по-моему, сказал Эраст Кузнецов в статье «Эмиль Капелюш, или Разомкнутое пространство». Он написал о том, что сценические миры художника – всегда прорыв в иную реальность: «Словно небольшой мир, созданный на сцене, – всего лишь протуберанец какого-то неведомого обширного мира».
Спектаклей в оформлении Капелюша, идущих сейчас в петербургских театрах, немало. Но некоторые его бесспорные удачи, увы, сошли со сцены. Например, прогремевший на всю страну спектакль Андрея Могучего «PRO Турандот», поставленный им в 2005 году в «Приюте комедианта». Тем более ценной кажется возможность увидеть несколько костюмов Капелюша: тонкого алого бархата кафтаны или халаты, расшитые золотом и драгоценными камнями (понятно, что искусственными, но со сцены казались настоящими драгоценностями), высокие, как башни, войлочные шапки... Облачения коварной и капризной принцессы, которую играла Марина Солопченко – жена художника.
Капелюш показывает на выставке также эскизы к спектаклю Александра Морфова «Буря» по Шекспиру. Этот спектакль – долгожитель. Поставленный в 1998 году, он до сих пор в репертуаре Театра им. В. Комиссаржевской. Капелюш удостоился за эту работу высшей театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший художник».
Но напомним название выставки: «Театр художника... и не только театр». То, что не театр, выглядит немного зловеще. Заходишь в один из залов и попадаешь в сказочное пространство. Только это какая-то страшная сказка. Оно ощетинилось острыми деревянными клиньями и железными конусами – словно кости и зубы драконов или других чудищ. В день вернисажа поздравить художника пришли много театральных критиков, актеров. По-летнему нарядные и расслабленные люди беззаботно бродили между инсталляциями. Метафора нынешнего времени, когда продолжаем жить, работать и веселиться, несмотря на притаившееся, еще не побежденное чудище – вирус.
Рядом выставлены арт-объекты, сделанные из всякого – вспомним формулу нашей великой поэтессы – сора. Палки, железки, гвозди, что-то, очень похожее на поржавевшие грабли и вилы, стиральные доски. Сам художник говорит об интересе к так называемым архаичным культурам, будь то народы Африки или австралийские аборигены. Вспоминает пермскую деревянную скульптуру. Можно вспомнить и сравнительно новое направление – аrte povera (бедное искусство), появившееся в Италии на рубеже 60 – 70-х годов прошлого века. Иногда объекты Эмиля Капелюша – чистые абстракции, а бывает, среди частокола щепок, гвоздей и железок проглядывают человеческие лица. Опять о том, как непросто человеку в этом полном опасностей мире, о хрупкости бытия. Но мы выстоим! Мой любимый объект на этой выставке – стиральная доска, изображающая морские волны, по ним плывет корабль с красноречивым названием «Смелый».
А еще там есть «синяя комната», вернее, «синий уголок» в одном из последних залов, где арт-объекты теряют свою опасную колючесть. Это словно подобие рая. Прялки, сундуки, деревянные ковчеги, в одном из них – большеглазый ангел с белым голубем там, где солнечное сплетение.
«И плыть нам вечно, и жить нам вечно...»
Выставка продлится до 27 сентября.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (6934) от 31.05.2021 под заголовком «Протуберанцы неведомого мира».
Комментарии