В Петербурге открылась выставка, посвященная фотографу Леониду Лазареву

В галерее Art of Foto (Большая Конюшенная улица, 1) открылась выставка «Выход в город», посвященная памяти фотографа Леонида Лазарева (1937 – 2021), автора знаменитой серии о прилете Юрия Гагарина в Москву после выполнения космического полета.

В Петербурге открылась выставка, посвященная фотографу Леониду Лазареву  | Штрихи детства. 1957. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Штрихи детства. 1957. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Леонид Лазарев работал фоторепортером в иллюстрированных журналах, окончил ВГИК как кинооператор, снимал кино и телепрограммы, некоторое время был актером разговорного жанра, опубликовал два сборника рассказов и книгу о родителях – цирковых артистах, гонщиках по вертикальной стене... Но главным его делом осталась работа с фотокамерой. Лазарев был одним из первых в СССР мастеров стрит-фотографии.

На выставке показано избранное – тридцать отпечатков, которые находятся в двух частных собраниях. Они были сделаны при жизни автора с оригинальных негативов разных лет. Фотографии образуют два ряда – портреты знаменитостей и улицы Москвы, города, где Лазарев прожил всю жизнь.

В центре портретного сериала находятся две балетные суперзвезды – Галина Уланова и Майя Плисецкая. Оба снимка сделаны в Большом театре. Фото Улановой относится к 1958 году – на нем она отрешенно готовится к выходу в «Лебедином озере», не обращая внимания на разминку кордебалета. Через два года прима покинет сцену и займется преподаванием. Снимок Плисецкой сделан в 1980 году, она вышла на сцену, буквально заваленную цветами.

Лазарев3_Пр.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Среди известных работ Лазарева – портрет Иннокентия Смоктуновского в окружении поклонниц. Уже сыгран князь Мышкин в «Идиоте», но еще впереди – шекспировский Гамлет. Актер всегда знал себе цену, но мог этого не показывать восторженной толпе. Кинорежиссер Сергей Герасимов запечатлен на фоне плаката Московского кинофестиваля, но погруженный в свои, явно не праздничные мысли. Романтичны портреты Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы и Андрея Вознесенского, поэты одной группы крови с фотографом.

Особняком в этой галерее стоит «Волгарь» – крестьянин с окладистой бородой, словно сошедший с картин передвижников. Фотография была сделана в 1958 году в Ульяновске, где до сих пор с теплотой вспоминают командировку Лазарева на Волгу.

Самая известная стрит-фотография – «Штрихи детства». Лазареву удалось поймать в кадр мальчишку, перебегающего широкую улицу перед колонной поливальных машин. «Трубочист» и «Будний день» можно назвать видами ушедшей Москвы. Печного отопления в столице давно нет, а расклейщицы театральных афиш если и остались, то не носят ватники и валенки с галошами. Даже суровой зимой.

Одна из неопубликованных фотографий называется «Рождение сердец», она сделана на Ленинградском Металлическом заводе и показывает, как создавались турбины для ГЭС.

Финальная фотография выставки – «Подружки». По широкой трассе четыре девочки-подростка ведут «под уздцы» свои велосипеды. На дорожном столбе видна цифра «1». Начало жизненного пути.

#выставка #фотограф #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7023) от 05.10.2021 под заголовком «Время Лазарева».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?