В Петербурге открылась выставка об Ораниенбаумской электрической железной дороге

В Музее-квартире Александра Блока открылась выставка «Оранэла: поэзия и проза Стрельнинской трамвайной линии». Этот совместный проект Музея Оранэлы и Музея истории Петербурга, посвященный Ораниенбаумской электрической железной дороге, можно назвать «Трамвай в отечественной литературе».

В Петербурге открылась выставка об Ораниенбаумской электрической железной дороге | ФОТО автора

ФОТО автора

С помощью документов и фотографий, старых и современных планов города и схем движения, а также моделей трамваев авторы проекта рассказывают, как создавалась и жила Оранэла в ХХ веке. В 1909 году был утвержден устав Общества по строительству железной дороги по маршруту Нарв­ские ворота — Ораниенбаум — Красная Горка общей длиной 62 версты с 26 остановками. Строительство начали в 1913‑м и планировали завершить через два года. Работы на основе концессионного соглашения вел назначенный государственным инспектором Генрих Графтио, известный русский инженер-энергетик.

До начала Первой мировой войны успели уложить рельсы до Мартышкина и установить контактную сеть до Стрельны. В январе 1916 года открылось движение от Нарвских ворот до Путиловского завода, позже — до нынешнего перекрестка проспектов Стачек и Маршала Жукова. На линию вместо специально спроектированных трамваев вышли городские МФ — «Моторный Феникс».

Революция 1917 года остановила Ораниенбаумскую электрическую железную дорогу, но ненадолго — уже летом 1919‑го трамваи отправились до Стрельны. Вскоре возникло народное название «Оранэла», хотя до Ораниенбаума трамваи так и не добрались. В записных книжках Блока появляются «отчеты» о регулярных поездках. С мая до поздней осени. По воспоминаниям литературоведа Евгении Книпович, поэт говорил о Стрельне как о загадочной стране. Они штурмовали битком набитый трамвай, ездили осмат­ривать дворцы и парки.

Повесть Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» и роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» были созданы в 1927 году. В главе «Стрельна трепещет» авторы повествуют о поездке воспитанников детского дома, бывших беспризорников, в летний лагерь на трамвае. В романе о поиске сокровищ упоминается электрический поезд, на котором можно доехать от Баку до нефтяных промыслов. Эта ветка ­собрана из рельсов не запущенного участка Стрельна — Ораниенбаум — не хватило электрических мощностей.

В 1929 году Оранэла стала называться Стрельнинской линией ленинградского трамвая. По ней курсировали до восьми маршрутов, в том числе самый длинный №28 «Площадь Восстания — Стрельна» длиной 26 км. Среди редких фотографий на выставке можно увидеть снимок 1920‑х годов «Пост Стрельно». Тогда это была остановка примерно на мес­те нынешнего кольца трамвая № 36. Этот маршрут по праву считается преемником Оранэлы. На другом фото — кольцо рядом с дворцом Александра Львова в Стрельне, оно существовало в довоенное время. Хорошо виден трамвай типа «ЛМ-33», который выпускался в тридцатые годы. Несколько снимков показывают, как в годы Великой Отечественной войны трамвайную линию перерезала линия фронта…

Оранела_Ретро_Пр.jpg
Пост «Стрельно». Архивное фото /  РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

Выставку дополняют материалы по истории всего петербургского-ленинградского трамвая. В том числе «Талон культуры обслуживания пассажиров», выданный водителю трамвая Дмитрию Достоевскому, правнуку писателя, а также его «зачетная книжка» с отметками об успешной сдаче зачетов по особенностям работы в осенне-зимний период и правилам информирования населения.

Финал выставки — книга Иосифа Бродского, где опубликовано стихотворение «Описание утра». Там есть такие строки: «Соскочить с трамвая / и бежать к заливу, / бежать к заливу». Лето лучшее время, чтобы осуществить мечту поэта.

#выставка #музей #трамвай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7236) от 18.08.2022 под заголовком «Трамвай для поэтов».


Комментарии