В Петербурге открылась выставка о возрождении дворцов Царского Села после войны

В мультимедийном историческом парке «Россия – моя страна» открыта выставка, посвященная возрождению дворцов Царского Села после Великой Отечественной войны – «Восстановлению подлежит».

В Петербурге открылась выставка о возрождении дворцов Царского Села после войны | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Она занимает один зал, здесь нет ничего лишнего. Все тщательно продумано – визуальные эффекты, информационные блоки, форма и цвет подиумов, на которых расположены экспонаты (живопись и графика, предметы декоративно-прикладного искусства и мебель).

Одно из самых важных достоинств проекта – предельно уважительное отношение к каждому из памятников. Даже если речь идет о листке бумаги – письме немецкого офицера, когда-то присвоившего томик стихов из императорской библиотеки Александровского дворца, а в 1992 году вернувшего его. Прежде чем передать книгу представителям музея, он вырезал свою подпись на авантитуле – «чтобы не называть ничьих имен». И вложил между страниц письмо и 100 марок – в качестве «возмещения ущерба»...

Выставка состоит из нескольких глав.

Первая напоминает о том, как выглядел дворцово-парковый ансамбль Царского Села накануне Великой Отечественной войны – это старые виды роскошных интерьеров.

Вторая повествует о спасении музейных ценностей в годы войны – о том, как памятники упаковывали и отправляли в глубь страны, закапывали в парках и прятали в подвалах (здесь представлены фотографии, упаковочный ящик, покрытый резьбой и росписью сундук, который тоже пригодился при транспортировке музейных экспонатов).

Третья посвящена периоду оккупации. Среди раритетов – дневник старшего ефрейтора Курта Бютнера, переданный в музей его сыном. Первая запись сделана 20 сентября 1941 года, через три дня после вступления фашистских войск в Пушкин: «...скажу, что Ленинград находится в состоянии блокады, и мы расположены от города на расстоянии ближе, чем 20 км, в городе Бушкин» (так и написано – с буквы B).

Отдельный раздел представляет виды освобожденного Царского Села – руины, обгорелые стены, разоренные интерьеры... В отдельной витрине – обуглившаяся фигурка путти, сделанная по рисунку Растрелли – фрагмент декора Большого зала Екатерининского дворца. Ее не стали восстанавливать, сохранили такой, какой нашли в 1944-м.

Еще один экспонат – знаменитая «Девушка с кувшином», украшение фонтана, которому юный Пушкин посвятил когда-то стихотворение.

Художник Павел Игнатьев, которого пригласили оформить выставку, придумал для этой статуи особенный подиум – не возвышение, а короб, задрапированный мешковиной, напоминание о том, что бронзовую деву бережно упаковали и закопали в парке, чтобы спасти. Теперь фонтан украшает копия, а оригинал переехал в музейные фонды. Сейчас именно его можно увидеть на выставке.

Отдельная часть экспозиции – рассказ о восстановлении Царского Села, о труде реставраторов, которые вернули к жизни дворцы и парки, интерьеры и произведения искусства.

Последняя история – о предметах, которые уже в наше время самыми разными путями возвращаются в Царское Село. Среди них уже упомянутая книга, которую вернул аноним, забравший ее из разоренного музея в качестве сувенира. И фарфоровая ваза, изделие Императорского фарфорового завода. Ее передали музею супруги Хармзен, только после свадьбы выяснившие, что их отцы в разное время были интендантами в Царском Селе и что в каждой из семей сохранилось по паре экспонатов, вывезенных оттуда в годы войны.

Интересных, печальных и даже забавных историй на этой выставке много. Все вместе они складываются в единую мозаику – повесть о музее и музейщиках, людях, которые хранили, спасали, воссоздавали памятники и саму память.

После Петербурга в октябре выставка отправится в путешествие по другим городам России – Новосибирск, Уфу, Казань, Саратов, Самару и так далее.

#Царское Село #выставка #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (6751) от 28.08.2020 под заголовком «100 марок в «возмещение ущерба»».


Комментарии