В Петербурге открылась выставка о Вере Милютиной и Александре Розанове

«Вера Милютина. Александр Розанов. Союз, рожденный в блокаду» – так называется выставка, открывшаяся в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Подготовленная совместно с Государственным Эрмитажем и музеем-заповедником «Павловск», она посвящена двум удивительным творческим личностям, чей семейный союз сложился в блокадном Ленинграде.

В Петербурге открылась выставка о Вере Милютиной и Александре Розанове | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Вера Милютина – театральный художник, войну встретила главным художником Ленгосэстрады. Всю блокаду она не покидала осажденный город. Работала над эскизами и агитплакатами в «Ленгороформлении», участвовала в подготовке знаменитого «Ленинградского альбома», ставшего ответом на послание шотландских женщин. В феврале 1942 года Вера Милютина была включена в группу из пяти художников, которым поручили зафиксировать «ранения» Эрмитажа.

– На нашей выставке мы впервые почти полностью выставили ее серию рисунков «Эрмитаж в дни блокады», над которой она работала до лета 1942-го. Четырнадцать рисунков и акварелей и три фотографии с утраченных рисунков. Это то, что сохранилось. Цикл в полном объеме знают далеко не все профессионалы, а широкой публике он практически неизвестен, – рассказала куратор выставки главный хранитель Музея обороны искусствовед Елена Харлашова.


Создание этих рисунков – настоящий подвиг: Вера Милютина была истощена до предела, еле держалась на ногах, но, несмотря ни на что, пешком, опираясь на палку, в лютый мороз шла в Эрмитаж с Выборгской стороны. Путь занимал три часа, столько же времени требовалось, чтобы вернуться обратно.

Художники располагались на ящиках с песком в залах, в которых зачастую не было стекол и туда задувал ледяной ветер с Невы. Графика Веры Милютиной потрясает: образ безжизненного и беззащитного Эрмитажа со стенами, проломленными снарядами, горами мусора на полу...

«Невыносимо хотелось есть зимой 1941 – 1942 года... Как-то раз особенно щедрыми оказались матросы на Дворцовой набережной. Они кинули мне целую охапку душистых веток сосны. Весь путь домой я их грызла, дотла уничтожила и нежную кору, и иглы», – вспоминала Вера Милютина.

Представлены на выставке и снимки японского фотохудожника Ясумасы Моримуры, сделанные им в Эрмитаже в 2014 году. По его словам, он черпал вдохновение в книге американской писательницы Деборы Дин «Ленинградские мадонны», которая в свою очередь была проиллюстрирована рисунками Веры Милютиной.

Японский мастер нашел в музее те же ракурсы, что и у Милютиной, и сфотографировал их. При этом сам «входил» в кадр, одевшись подобно своим героям – блокадным художникам. Затем он удалил из висящих на стенах рам изображения картин и таким образом соединил современные виды залов музея и их облик во время войны. Проект Моримуры высоко оценил Михаил Пиотровский: он назвал его блестящим образцом того, как язык современного искусства может быть использован для рассказа о блокаде...

милютина1.jpg

Что же касается второго героя выставки – музыканта, концертирующего пианиста Александра Розанова, то он в 1932 году был репрессирован, попал на строительство канала Москва – Волга. Два года возил тачку, был на грани жизни и смерти, и если бы не культпросветбригада, в которую его определили, неизвестно еще, чем бы все кончилось. После освобождения в 1935 году Розанов был отправлен на поселение в Кировск Мурманской области, где стал преподавать музыку. Существующая там детская школа искусств носит ныне его имя.

Когда началась война, Розанов попал в действующую армию. Стал концертмейстером фронтового ансамбля Аркадия Обранта, сочинял оркестровую музыку, принимал участие в выступлениях перед воинскими частями. В январе-феврале 1943 года Розанов написал «Ленинградскую поэму», задуманную как оркестровое сочинение, но дошедшую до наших дней в фортепианной версии.

Музей «А музы не молчали» предоставил фотографии выступлений коллектива Обранта, а музей городского Дворца творчества юных – снимок Розанова за роялем с его участниками. Вера Милютина тоже имела отношение к этому ансамблю: она была художником по его костюмам.

Благодаря коллективу Обранта и произошла ее встреча с Александром Розановым. По ее воспоминаниям, однажды февральским вечером она увидела своего давнего друга, пианиста и композитора, очень исхудавшего... «Мы стали с ним встречаться, и в новогоднюю ночь на 1944 год он пришел ко мне, чтобы никогда больше от меня не уходить», – вспоминала Вера Милютина. Кстати, она была старше его на семь лет. А своего первого мужа художника Андрея Яковлева она потеряла в блокаду...

Они прожили вместе сорок три года. После войны Милютина продолжала заниматься художественным творчеством, на выставке представлены ее зарисовки, сделанные в конце 1950-х годов в Павловском парке, еще не залечившем раны войны. А Розанов стал видным музыковедом, исследователем русской и западноевропейской культуры XVIII – XIX веков. Сразу после смерти жены (это произошло в 1987 году) он издал книгу «Вера Милютина и о ней».

Об их семье говорили, что она была как будто чудом сохранившимся осколком Серебряного века. А хранительницей памяти о ней стала племянница Розанова – Ольга Владимировна Сахарова, ученый-биолог, жительница блокадного Ленинграда. Она тоже предоставила экспонаты на выставку в Музей обороны.

#выставка #история #блокада

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6812) от 24.11.2020 под заголовком «Художница и музыкант».


Комментарии