В Петербурге открылась выставка о Вере Милютиной и Александре Розанове

«Вера Милютина. Александр Розанов. Союз, рожденный в блокаду» – так называется выставка, открывшаяся в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Подготовленная совместно с Государственным Эрмитажем и музеем-заповедником «Павловск», она посвящена двум удивительным творческим личностям, чей семейный союз сложился в блокадном Ленинграде.

В Петербурге открылась выставка о Вере Милютиной и Александре Розанове | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Вера Милютина – театральный художник, войну встретила главным художником Ленгосэстрады. Всю блокаду она не покидала осажденный город. Работала над эскизами и агитплакатами в «Ленгороформлении», участвовала в подготовке знаменитого «Ленинградского альбома», ставшего ответом на послание шотландских женщин. В феврале 1942 года Вера Милютина была включена в группу из пяти художников, которым поручили зафиксировать «ранения» Эрмитажа.

– На нашей выставке мы впервые почти полностью выставили ее серию рисунков «Эрмитаж в дни блокады», над которой она работала до лета 1942-го. Четырнадцать рисунков и акварелей и три фотографии с утраченных рисунков. Это то, что сохранилось. Цикл в полном объеме знают далеко не все профессионалы, а широкой публике он практически неизвестен, – рассказала куратор выставки главный хранитель Музея обороны искусствовед Елена Харлашова.


Создание этих рисунков – настоящий подвиг: Вера Милютина была истощена до предела, еле держалась на ногах, но, несмотря ни на что, пешком, опираясь на палку, в лютый мороз шла в Эрмитаж с Выборгской стороны. Путь занимал три часа, столько же времени требовалось, чтобы вернуться обратно.

Художники располагались на ящиках с песком в залах, в которых зачастую не было стекол и туда задувал ледяной ветер с Невы. Графика Веры Милютиной потрясает: образ безжизненного и беззащитного Эрмитажа со стенами, проломленными снарядами, горами мусора на полу...

«Невыносимо хотелось есть зимой 1941 – 1942 года... Как-то раз особенно щедрыми оказались матросы на Дворцовой набережной. Они кинули мне целую охапку душистых веток сосны. Весь путь домой я их грызла, дотла уничтожила и нежную кору, и иглы», – вспоминала Вера Милютина.

Представлены на выставке и снимки японского фотохудожника Ясумасы Моримуры, сделанные им в Эрмитаже в 2014 году. По его словам, он черпал вдохновение в книге американской писательницы Деборы Дин «Ленинградские мадонны», которая в свою очередь была проиллюстрирована рисунками Веры Милютиной.

Японский мастер нашел в музее те же ракурсы, что и у Милютиной, и сфотографировал их. При этом сам «входил» в кадр, одевшись подобно своим героям – блокадным художникам. Затем он удалил из висящих на стенах рам изображения картин и таким образом соединил современные виды залов музея и их облик во время войны. Проект Моримуры высоко оценил Михаил Пиотровский: он назвал его блестящим образцом того, как язык современного искусства может быть использован для рассказа о блокаде...

милютина1.jpg

Что же касается второго героя выставки – музыканта, концертирующего пианиста Александра Розанова, то он в 1932 году был репрессирован, попал на строительство канала Москва – Волга. Два года возил тачку, был на грани жизни и смерти, и если бы не культпросветбригада, в которую его определили, неизвестно еще, чем бы все кончилось. После освобождения в 1935 году Розанов был отправлен на поселение в Кировск Мурманской области, где стал преподавать музыку. Существующая там детская школа искусств носит ныне его имя.

Когда началась война, Розанов попал в действующую армию. Стал концертмейстером фронтового ансамбля Аркадия Обранта, сочинял оркестровую музыку, принимал участие в выступлениях перед воинскими частями. В январе-феврале 1943 года Розанов написал «Ленинградскую поэму», задуманную как оркестровое сочинение, но дошедшую до наших дней в фортепианной версии.

Музей «А музы не молчали» предоставил фотографии выступлений коллектива Обранта, а музей городского Дворца творчества юных – снимок Розанова за роялем с его участниками. Вера Милютина тоже имела отношение к этому ансамблю: она была художником по его костюмам.

Благодаря коллективу Обранта и произошла ее встреча с Александром Розановым. По ее воспоминаниям, однажды февральским вечером она увидела своего давнего друга, пианиста и композитора, очень исхудавшего... «Мы стали с ним встречаться, и в новогоднюю ночь на 1944 год он пришел ко мне, чтобы никогда больше от меня не уходить», – вспоминала Вера Милютина. Кстати, она была старше его на семь лет. А своего первого мужа художника Андрея Яковлева она потеряла в блокаду...

Они прожили вместе сорок три года. После войны Милютина продолжала заниматься художественным творчеством, на выставке представлены ее зарисовки, сделанные в конце 1950-х годов в Павловском парке, еще не залечившем раны войны. А Розанов стал видным музыковедом, исследователем русской и западноевропейской культуры XVIII – XIX веков. Сразу после смерти жены (это произошло в 1987 году) он издал книгу «Вера Милютина и о ней».

Об их семье говорили, что она была как будто чудом сохранившимся осколком Серебряного века. А хранительницей памяти о ней стала племянница Розанова – Ольга Владимировна Сахарова, ученый-биолог, жительница блокадного Ленинграда. Она тоже предоставила экспонаты на выставку в Музей обороны.

#выставка #история #блокада

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6812) от 24.11.2020 под заголовком «Художница и музыкант».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?