В Петербурге открылась выставка к столетию со дня рождения Григория Романова

Выставка в Государственном музее политической истории России, приуроченная к столетию со дня рождения Григория Романова, открывает цикл экспресс-выставок «Они сражались за Родину», посвященных видным советским партийным и государственным деятелям — участникам Великой Отечественной войны.

В Петербурге открылась выставка к столетию со дня рождения Григория Романова | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Григорий Васильевич Романов действительно войну знал не понаслышке. В 1941‑м, будучи учащимся судостроительного техникума, участвовал в строительстве Лужского оборонительного рубежа. В ноябре 1941‑го в Ленинграде его призвали в армию, он был зачислен в 56‑й запасной стрелковый полк, откуда в конце декабря был направлен на учебу в школу радио­специалистов. Пережил первую блокадную зиму 1941/42 гг., едва не умер от голода. Потом сражался на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, закончил войну в Курляндии в звании старшего лейтенанта.

В представлении к награждению Григория Романова медалью «За боевые заслуги» отмечалось: «Стал наиболее ценным специалистом в мастерской по ремонту двигателей и динамо-машин, дал ряд рац. предложений, улучшающих и ускоряющих ремонт двигателей внутреннего сгорания, и за счет этого выполняет нормы по ремонту на 260 %»…

Став руководителем Ленинграда, Романов сделал многое для увековечения памяти о героях и защитниках нашего города. Для него как фронтовика это был очень важный момент. Не случайно именно при нем был открыт монумент Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, возводились и другие памятники в городе и области, посвященные советским защитникам.

Вообще при Романове в городе появилось немало знаковых объектов. В 1973 году был введен в эксплуатацию первый блок Ленинградской АЭС, были возведены аэропорт «Пулково-1», Морской вокзал, Дворец молодежи, СКК «Юбилейный». Был построен Кантемировский мост, гостиницы «Ленинград» и «Пулковская». Появились новые музеи — Достоевского, Шаляпина, Блока, открылась экспозиция во дворце Меншикова, шла реставрация дворцово-парковых ансамблей Пушкина, Павловска, Петергофа…

Григория Романова нередко упрекают в том, что он недолюбливал интеллигенцию, — отмечает Александр Смирнов, ведущий научный сотрудник Музея политической истории России. — Да, Романов был жестким руководителем, но при нем в Ленинграде разрешали то, что не позволяли в Москве. Я имею в виду выставки художников-нонконформистов. Ленинградский рок-клуб тоже, кстати, по­явился в Ленинграде при Григории Романове. Как и премьера первой в СССР рок-оперы — «Орфей и Эвридика».

Романов21.jpgФОТО из архива редакции

Но, пожалуй, самое главное то, что он был политическим деятелем, как бы сказали сегодня, федерального масштаба. Недаром в июне 1983 года по инициативе советского руководителя Юрия Андропова пленум ЦК избрал Григория Романова секретарем ЦК КПСС, курирующим три важнейших отдела ЦК, включая оборонный. Андропов подбирал команду управленцев, способных разработать и провести новый курс.

В начале 1980‑х годов Григорий Романов активно ратовал за прог­рамму «ускорения научно-технического развития», совершенствования хозяйственных механизмов.

Он искал решения стоящих проблем на путях интенсификации экономики и совершенствования управления, выступая за экономические эксперименты, — отмечает Смирнов.

Начало перестройки стало финалом политической карьеры Григория Романова. 1 июля 1985 года он был выведен из состава Политбюро ЦК КПСС, освобожден от обязанностей члена Политбюро и секретаря ЦК КПСС «в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья».

Григорию Романову было всего 62 года, он мог бы еще работать и работать на пользу стране. Но для Горбачева он прежде всего был конкурентом, — считает политолог Юрий Светов. — Впрочем, надо отдать должное Григорию Васильевичу: свое отстранение от политического олимпа он воспринял спокойно и вел себя исключительно корректно. Будучи в отставке, он никогда не делал каких‑либо пуб­личных выпадов в адрес Михаила Горбачева и его команды. И вообще не считал нужным показывать свою позицию.


#выставка #музей #музей политической истории

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7351) от 07.02.2023 под заголовком «Он сражался за Ленинград».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?