В Петербурге открылась выставка «Экспрессия жизни в мерцании света»

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась выставка «Экспрессия жизни в мерцании света», посвященная памяти живописца Владимира Табанина (1934 – 2022). Большинство из ста работ мастера, созданных с 1951-го по 2012 год, широкая публика увидит впервые.

В Петербурге открылась выставка «Экспрессия жизни в мерцании света» | «Деревня Петрово». 2005 г. / ФОТО автора

«Деревня Петрово». 2005 г. / ФОТО автора

Первое, что замечает зритель, попадая на выставку, — большая картина «Архитектурное цунами». Над двумя деревянными домиками нависают громады жилых многоэтажек. Это «портрет» Мурина, художник был самым известным жителем этого города-спутника Петербурга. Еще до начала строительного бума он построил там собственный дом, который позже стал и его мастерской.

Как рассказала нашей газете Ксения Харина, куратор проекта, готовя выставку из собрания наследников Табанина, она столкнулась с разноплановостью творчества художника — от трогательного портрета до ироничной жанровой сцены, от трепетного архангельского пейзажа до ярких кубинских зарисовок. «Что является связующим их веществом?» — спросила себя куратор. И нашла такой ответ: «Искусство Табанина — доброе, жизнелюбивое, его полотна светлые. Даже новостройки Мурина: ведь кто‑то обрел там удобное жилье».

Здесь уместно рассказать биографию художника. Он родился в крошечной деревне Марека в Архангельской области. На выставке представлен небольшой пейзаж «Моя Родина, мой дом». В 1946 году семья переехала в Ленинград. Владимир учился в семилетней школе, наверстывая пропущенные уроки: во время Великой Отечественной войны в деревне не хватало учителей. Потом было ремесленное училище, где Табанин получил надежную во все времена профессию каменщика. Но он выбрал трудный путь: поступил в Таврическое училище, окончил его с отличием и получил рекомендацию в Академию художеств. Там он учился у Андрея Мыльникова, сначала в учебной, а потом — в творческой мастерской, куда мэтр отбирал лучших из лучших. Перед Табаниным открылась карьера советского художника-монументалиста, но романтические обстоятельства привели его сначала на Кубу, потом во Францию. По разным причинам и там и там он надолго не задержался и, вернувшись, успел в советские времена поработать над панно во дворце спорта «Юбилейный», в комплексах Военно-медицинской академии и в Институте Арктики и Антарктики.

Архитектурное цунами_Пр.jpg«Архитектурное цунами». 2007 г. / ФОТО автора


В девяностые годы закончились гарантированные заказы, творческие командировки, выезды на бесплатные дачи Союза художников. Впрочем, Табанин еще в 1973 году построил себе дачу в деревне Петрово Новгородской области, постепенно там выросла «колония» ленинградских-петербургских художников. На выставке показан вид цветущего сада в Петрове, выполненный в духе французских импрессионистов.

Новые времена Табанин встретил с достоинством мудрого мастера, только сюжеты его картин, например, созданной им большой серии «Уходящий двадцатый», становятся ироничнее, иногда они почти плакатные. Эти произведения неоднократно выставлялись, поэтому их нет на выставке. Куратор Харина предпочла показать из поздних работ Табанина картину «Масленица» и триптих «Святой Георгий». В обоих случаях художник виртуозно использует в станковых произведениях опыт монументалиста.

На вернисаже было много теплых воспоминаний о художнике. Тамара Семенова, руководитель петербургского фестиваля «Мастер-класс», рассказала, что это название тридцать лет назад придумал Табанин. При подготовке первого фестиваля решили, что его участники большой командой выйдут с мольбертами на улицы Петербурга. «Это же будет мастер-класс», — сформулировал художник.

Анастасия, дочь Табанина и сама художница, рассказала историю создания ее портрета. В 1998 году для Царскосельского карнавала ее мама Юлия Дмитриевна, модельер, сшила платье «Гжель», а папа расписал туфли в стиле этого народного промысла. Анастасия была выбрана королевой карнавала. Через несколько дней Табанин создал портрет дочери в карнавальном платье на фоне Екатерининского дворца.

#выставка #художник #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (7423) от 26.05.2023 под заголовком «Добро как связующее красок».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?