В Петербурге открылась выставка «Андрей Крисанов. В поисках ключей»

В Центре имени Сергея Курехина открылась выставка «Андрей Крисанов. В поисках ключей», первая большая персоналия одного из лидеров молодого искусства перестроечного Ленинграда 1980-х годов, автора обложки к альбому «Группа крови» Виктора Цоя и группы «Кино», исполнителя роли самого себя в фильме «Асса» Сергея Соловьева.

В Петербурге открылась выставка «Андрей Крисанов. В поисках ключей» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Шестнадцатилетним юношей Крисанов приехал в Ленинград из Новороссийска и присоединился к группе «Новые художники», основанной Тимуром Новиковым. По словам Виктории Илюшкиной, куратора проекта, в творчестве Крисанова соединилось многое из того, что в те годы открыла перестройка. «Всечество» русского авангардиста Михаила Ларионова, «расширенное смотрение» Михаила Матюшина, другого классика искусства начала ХХ века, поэтика обэриутов Даниила Хармса и Александра Введенского, искусство зарубежных коллег, представителей поп-арта – Кита Харринга, дуэта Пьер и Жиль...

Среди персонажей картин и рисунков художника – античные боги и космонавты, революционные матросы и современный «офисный планктон». За иронией прячется желание найти свое место в быстро меняющемся мире, где прежняя система нравственных ценностей ежеминутно ставится под сомнение.

В качестве «заголовка» для выставки куратор выбрала название серии картин «В поисках ключей». Мужчины, одетые в строгие черные костюмы, что-то ищут на зеленом лугу. Или делают вид, что ищут. На картине «Первым делом самолеты» схематично изображены юноши и девушки на фоне пролетающего самолета. Наверное, поколение Крисанова было последним, для которого знаменитая песня Василия Соловьева-Седого и Алексея Фатьянова воспринималась всерьез, и он твердо знал следующую строку. Девушки действительно потом. В отличие от многих нынешних пошлых исполнений песни, где самолеты – лишь абстрактный символ красивой жизни. Про вред использования смеси «французского с нижегородским» и не к месту иностранных слов серия картин «Эх, apple» с морячками, танцующими «Яблочко».

В начале 2000-х годов художник делает небольшой рисунок «Летающие тарелки – это миф», внося свой посильный вклад в борьбу за научное познание мира. В 2011 году была создана серия объектов в виде флагов. На одном, названном «Человек за бортом», изображен космонавт, работающий за пределами корабля. Картина-воспоминание 2016 года называется «Теплоцентр ГРМ. Пересмена». В свое время юный Крисанов по протекции Тимура Новикова трудоустроился оператором в теплоцентр Русского музея. Ироничный сюжет демонстрирует момент передач управления вентилем в присутствии «разводящего». Возможно, это мастер или инженер-теплотехник. А может быть, просто друг-художник, пришедший за компанию понаблюдать за ритуалом.

На выставке – картины, рисунки, множество фотографий художника в компании друзей рок-музыкантов из полутора десятков частных собраний, находящихся в разных городах и странах. Архивные материалы предоставила Тамара, жена художника. Она и куратор проекта принципиально отказываются говорить о Крисанове в прошедшем времени.

#выставка #искусство #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (6924) от 17.05.2021 под заголовком «Крисанов не ушел».


Комментарии