В Петербурге открылась выставка «Андрей Крисанов. В поисках ключей»

В Центре имени Сергея Курехина открылась выставка «Андрей Крисанов. В поисках ключей», первая большая персоналия одного из лидеров молодого искусства перестроечного Ленинграда 1980-х годов, автора обложки к альбому «Группа крови» Виктора Цоя и группы «Кино», исполнителя роли самого себя в фильме «Асса» Сергея Соловьева.

В Петербурге открылась выставка «Андрей Крисанов. В поисках ключей» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Шестнадцатилетним юношей Крисанов приехал в Ленинград из Новороссийска и присоединился к группе «Новые художники», основанной Тимуром Новиковым. По словам Виктории Илюшкиной, куратора проекта, в творчестве Крисанова соединилось многое из того, что в те годы открыла перестройка. «Всечество» русского авангардиста Михаила Ларионова, «расширенное смотрение» Михаила Матюшина, другого классика искусства начала ХХ века, поэтика обэриутов Даниила Хармса и Александра Введенского, искусство зарубежных коллег, представителей поп-арта – Кита Харринга, дуэта Пьер и Жиль...

Среди персонажей картин и рисунков художника – античные боги и космонавты, революционные матросы и современный «офисный планктон». За иронией прячется желание найти свое место в быстро меняющемся мире, где прежняя система нравственных ценностей ежеминутно ставится под сомнение.

В качестве «заголовка» для выставки куратор выбрала название серии картин «В поисках ключей». Мужчины, одетые в строгие черные костюмы, что-то ищут на зеленом лугу. Или делают вид, что ищут. На картине «Первым делом самолеты» схематично изображены юноши и девушки на фоне пролетающего самолета. Наверное, поколение Крисанова было последним, для которого знаменитая песня Василия Соловьева-Седого и Алексея Фатьянова воспринималась всерьез, и он твердо знал следующую строку. Девушки действительно потом. В отличие от многих нынешних пошлых исполнений песни, где самолеты – лишь абстрактный символ красивой жизни. Про вред использования смеси «французского с нижегородским» и не к месту иностранных слов серия картин «Эх, apple» с морячками, танцующими «Яблочко».

В начале 2000-х годов художник делает небольшой рисунок «Летающие тарелки – это миф», внося свой посильный вклад в борьбу за научное познание мира. В 2011 году была создана серия объектов в виде флагов. На одном, названном «Человек за бортом», изображен космонавт, работающий за пределами корабля. Картина-воспоминание 2016 года называется «Теплоцентр ГРМ. Пересмена». В свое время юный Крисанов по протекции Тимура Новикова трудоустроился оператором в теплоцентр Русского музея. Ироничный сюжет демонстрирует момент передач управления вентилем в присутствии «разводящего». Возможно, это мастер или инженер-теплотехник. А может быть, просто друг-художник, пришедший за компанию понаблюдать за ритуалом.

На выставке – картины, рисунки, множество фотографий художника в компании друзей рок-музыкантов из полутора десятков частных собраний, находящихся в разных городах и странах. Архивные материалы предоставила Тамара, жена художника. Она и куратор проекта принципиально отказываются говорить о Крисанове в прошедшем времени.

#выставка #искусство #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (6924) от 17.05.2021 под заголовком «Крисанов не ушел».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?