В Петербурге обсудили развитие современных музеев России

Какие музеи нужны сейчас, как они должны выглядеть, чем привлекать посетителей? Эти вопросы обсуждали участники конференции «Форма и функция. Современный музей в России», которая была организована петербургским журналом «Проект Балтия». Поводом для разговора стала возможность создания археологического заповедника на Охтинском мысе.

В Петербурге обсудили развитие современных музеев России | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Владимир Фролов, архитектурный критик, заметил, что за тридцать постсоветских лет в Петербурге построено всего два новых музейных здания – эрмитажный комплекс в Старой Деревне и Музей железных дорог России рядом с Балтийским вокзалом. Мировая архитектурная мысль двигается в двух направлениях. Первое – создание эффектных хайтековских зданий, например, Музей будущего в Дубае (2020). Второе – музеи, которые минимально вторгаются в окружающую среду, пример – художественный музей «Амос Рекс» (2018) в Хельсинки, расположенный под землей.

Сергей Орешкин, архитектор, рассказал о своем проекте Музея обороны и блокады Ленинграда на Смольной набережной, который создавался для конкурса. Для автора было важно не конкурировать с находящимся рядом Смольным собором. Поэтому была выбрана форма пластины, если смотреть с Невы. Как известно, было принято решение не строить музей на этом месте. По мнению Орешкина, выделенный участок площадью 60 тысяч кв. метров был мал для музейного комплекса. Другим важным уроком конкурса стало понимание необходимости комплексного подхода к строительству новых музеев – что его окружает, какие необходимы видовые точки, какие места притяжения находятся поблизости, как организовать удобные туристические маршруты и т. д.

Ксения Сурикова, искусствовед, убеждена, что любой новый музей должен стать современной «агорой» – местом встреч, где соединяются показ экспонатов, прежде всего реальных, а не виртуальных, и образовательный центр. Девизом тут могут стать понятия «Знание, досуг, эмоция».

Максим Батаев, архитектор, показал свой дипломный проект по Охтинскому мысу, созданный около десяти лет назад и, по мнению автора, не потерявший актуальность. Батаев считает, что широкой публике не будут интересны все рвы и валы. Их надо сберегать для потомков, создав «над археологией» ландшафтный парк. Рядом, например, на берегу Охты, построить музей археологии – но всего Северо-Запада в контексте европейской истории.

Говоря о том, какие еще музеи нужны в Петербурге, Вадим Басс, историк архитектуры, назвал три сюжета: музей зодчества, выставочный центр для показа больших привозных проектов, а также создание художественных коллекций в университетских музеях.

#музей #форум #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (6920) от 11.05.2021 под заголовком «Через валы к музею».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?