В Петербурге художница представила проект «(Не) Парадные!»

«Я придумала и нарисовала эту книгу для себя и своих друзей, потому что люблю «панельные» районы Петербурга… Мне хочется, чтобы вы тоже узнали немного больше об этих домах и, может быть, полюбили их так же, как и я». Этими словами художник Алиса Алексеева, преподаватель рисунка в Российском колледже традиционной культуры, предваряет свой художественный проект, который называется достаточно витиевато: «(Не) Парадные!».

В Петербурге художница представила проект «(Не) Парадные!» | На рисунке Алисы Алексеевой — собирательный образ квартала, где из «панелек» построено все — и жилые дома, и школа, и дома быта. Первые подобные дворы возникли в районе станции метро «Ломоносовская», позже стали появляться по всему городу. / Репродукция.

На рисунке Алисы Алексеевой — собирательный образ квартала, где из «панелек» построено все — и жилые дома, и школа, и дома быта. Первые подобные дворы возникли в районе станции метро «Ломоносовская», позже стали появляться по всему городу. / Репродукция.

Возможно, меня эта тема зацепила потому, что мне довелось жить в первом в нашем городе крупнопанельном доме — на улице Полярников. И с этим домом у меня связано очень много воспоминаний — теплых в буквальном смысле этого слова. В доме была хорошая тепло- и звукоизоляция, высокие, в три метра, потолки. Вообще по запасу прочности и по планировке первые панельные дома были весьма выигрышными, недаром в народе их даже называли «панельные сталинки», — поясняет Алиса.

Авторы проекта этого дома, архитектор Александр Васильев и инженер Зиновий Каплунов, украсили фасад декором, повторяющим детали зданий эпохи классицизма. За эти «декоративные излишества» их потом нещадно критиковали. И следующие типовые дома были уже гораздо проще и лаконичнее. Стены стали тоньше, потолки ниже, объем квартир уменьшился, и все превратилось в те самые неприглядные хрущевки…

Прошлым летом Алиса Алексеева представила свои графические работы, посвященные «панелькам», как она их называет, на персональной выставке в ДК Крупской. И была обрадована интересом, который проявили ее ровесники.

Как ни удивительно, сейчас именно они больше всего интересуются непарадным Петербургом. Возможно, это дань общей ностальгии по советскому времени. В соцсетях я подписана на многих людей, которые специально фотографируют именно непарадные части города, окраинные, выискивают там какие‑то достопримечательности… Ведь какими бы одинаковыми ни казались кварталы советской застройки, на самом деле у каждого из них есть свое собственное лицо, — уверена Алиса.

С этим утверждением можно спорить, однако факт остается фактом: если взглянуть на карту, новостройки нынче занимают едва ли не половину городской территории. Это пространство только растет, становясь местом обитания все большего числа петербуржцев.

Теперь я живу на Ржевке — на Индустриальном проспекте, — рассказывает Алиса. — Многим здешние постройки кажутся мрачноватыми, но я считаю, что это обманчивое ощущение. Когда первый раз сюда попала, возникло чувство, что это место несбывшейся мечты. Во времена позднего социализма здесь явно строили с размахом: широкие магистрали, зеленые массивы внутри района. Но в какой‑то момент все пришло в запустение. Если за этими домами должным образом ухаживать, если воспринимать их как своего рода наследие, а не считать неудачным экспериментом, то в этом будет больше пользы.

Выступая с лекцией в библиотеке имени Маяковского, художница задала слушателям риторический вопрос: поскольку жилищное строительство будет продолжаться и в том или ином виде все равно останется типовым, может быть, стоит обратиться к истокам массовой архитектуры 1950‑х годов? Понять, как можно сделать серийное строительство интересным и разнообразным. И не повторять ошибок, не строить гигантские однообразные высотки, которые разрушают комфортное ощущение человека в городской среде.

Абсолютно уверена, что у новостроек советского времени есть будущее, — говорит Алиса Алексеева. — Более того, как отмечают специалисты, и у панельного строительства как такового тоже есть перспективы. В Европе «панельная» архитектура развивалась параллельно с советской и до сих пор пользуется спросом.


#художники #проект #книга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7090) от 18.01.2022 под заголовком «Голос в защиту «панелек»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?