В Петербурге хотят создать городской «семейный альбом»

Занятие чрезвычайно увлекательное, а порой и весьма поучительное: сравнивать на фотографиях, как выглядело одно и то же место города с разницей в несколько десятков лет. Чем-то это похоже на перелистывание страниц семейного альбома, в котором можно наглядно увидеть, как росли дети и внуки. Здесь примерно такая же история. Собрать своего рода городской «семейный альбом» решили создатели сообщества «Связь времен» в Интернете. Тем более что зачастую фотокарточки, запечатлевшие семью на фоне эпохи, сохранились как раз в домашних архивах.

В Петербурге хотят создать городской «семейный альбом» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

– Наш проект возник благодаря простому и, наверное, детскому желанию путешествовать на машине времени, – говорит администратор группы Андрей Григорьев (по образованию – экономист, занимается переводами с английского). – Ну и, конечно, заниматься городской фотоохотой весьма интересно... Радует, что среди подписчиков оказались не только единомышленники, но и те, кто помогает делом.

Коллекция «сравнительных» фотографий пополняется почти ежедневно. Стоит сказать – неплохой багаж для размышлений!.. В первую очередь бросается в глаза, что раньше (и вовсе не только до революции – речь главным образом о фотографиях Ленинграда 1970-х и 1980-х годов) на улицах было просторнее. Меньше машин и больше деревьев. Теперь же тихие улочки на окраинах, порой даже без тротуаров и поребриков, превратились в магистрали, заставленные с обеих сторон припаркованными автомобилями... А как радикально изменились районы, через которые прошли эстакады скоростных магистралей!.. И совсем непонятно: куда делась вода из широкого прежде Муринского ручья, почему он практически пересох?

Сравнение фотографий свидетельствует: город сегодня выглядит гораздо ярче, богаче, респектабельнее, чем прежде, а вот простора, душевной простоты и домашнего тепла в нем стало гораздо меньше. Одни скажут: это неизбежно. Другие возразят: мы теряем (или уже совсем потеряли) город, в котором нам было уютно... А может быть, дело в том, что многим просто хочется вернуться в детство и юность, поэтому окружающий мир кажется слишком практичным и меркантильным?

– «Похищение залива» – под таким заголовком в группе сопоставили фотографии, сделанные на Морской набережной с разницей в 25 лет – в 1995 и 2020-м. Западный скоростной диаметр словно прочертил границу между прошлым и будущим, – говорит Григорьев.

Очень хорошо видны и последствия так называемой уплотнительной застройки в новостройках, развернувшейся с середины 1990-х годов. Самая характерная картинка: на месте пустыря, поросшего кустарником, где вполне получился бы сквер, вознесся жилой дом, как правило, выше соседних в полтора-два раза.

Бывает и так, что перемены оказываются временными. К примеру, к 300-летию Петербурга у входа в лесопарк «Сосновка» поставили подаренных корейских идолов. А теперь их нет, и пространство снова выглядит, как и прежде... Есть и метаморфозы, которые радуют. К примеру, восстановленные храмы (на старых фото они предстают в изуродованным виде), новые общественные пространства – такие, как Новая Голландия или променад на Карповке.

Иногда фотографии связаны с какой-то личной историей. Например, бурную дискуссию вызвал снимок Мытнинской набережной, сделанный с Биржевого моста. Кто-то, обращая внимание на довольно современный фонарь подсветки одной из опор моста, утверждал, что фото сделано в 1990-х годах. Другие говорили, что, раз мало личного транспорта, а тот, что есть, явно отечественного производства, значит, снимок ленинградских времен. А ржавая крыша и запущенный фасад дома на набережной вводили в заблуждение и тех и других...

– Нам удалось разыскать автора снимка – профессионального фотографа и журналиста Хелен Холтер, – рассказал Григорьев. – Выяснилось, что она изучала русский язык, будучи студенткой Ленинградского университета, и очень гордится, что стала одной из 32 участников этой программы. Конкурс проводили среди студентов по всем Соединенным Штатам. Чтобы попасть в число избранных, необходимо было сдать серьезный экзамен. Хелен рассказала, что они жили в одной комнате с советскими студентками. Именно свое общежитие на Мытнинской набережной она и запечатлела в октябре 1980 года на снимке.

По словам Холтер, каждый день, любуясь Невой, она думала: как же ей повезло здесь оказаться. О России у нее остались исключительно теплые воспоминания.

– Зачастую обсуждение перемен в городе приводит к жарким политическим баталиям, – говорит Григорьев. – Одним больше по душе Ленинград, другим – имперская столица, и между собой они не могут найти общий язык. А уж если упомянуть о пилоне на улице Коммуны, на котором изображен Сталин... После ХХ съезда партии барельеф был закрыт, а лет десять назад открыт и отреставрирован, что вызвало весьма неоднозначную реакцию.

Правда, в одном противоборствующие стороны сходятся: любая современная «стекляшка» в центре города – это зло. И самые обсуждаемые снимки, как правило, те, где видно радикальное вторжение новых зданий в историческую среду центра города...

#фотография #история #семья

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (6872) от 01.03.2021 под заголовком «Город в «семейном альбоме»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?