В особняке Румянцева открылась выставка «Венеция вдали, как странный сон...»

В особняке Румянцева (Английская набережная, 44) Музей истории Петербурга открыл выставку «Венеция вдали, как странный сон...». Более 150 изображений города на воде, созданных в XVIII – XIX веках, погружены в атмосферу солнечных бликов и старинных зеркал.

В особняке Румянцева открылась выставка «Венеция вдали, как странный сон...» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Этот проект продолжает серию, начатую несколько лет назад показом Парижа и Рима. Как и тогда, большую часть гравюр и фотографий публика увидит впервые. С 1918-го по 1928 год в Аничковом дворце существовал Музей города, целиком посвященный градостроительству и архитектуре. Он был организован по инициативе архитектора Льва Ильина и искусствоведа Владимира Курбатова. Там целенаправленно собирали материалы по истории городов мира, от трактатов и гравюр до открыток и путеводителей. Долгое время эти богатства не были востребованы, теперь они открываются заново.

Названием выставки послужила строчка из стихотворения Марии Анисимовой, малоизвестной поэтессы начала ХХ века.

Показ построен как диалог изображений Венеции и текстов о городе русских поэтов и писателей, в том числе трех нобелевских лауреатов – Бунина, Пастернака, Бродского. Своеобразным эпиграфом к выставке стали выдержки из «Путешествий...» Петра Толстого, сподвижника Петра I. Он побывал в Венеции в 1698 году. И заметил: «Венеция место зело великое и предивное. Домовые строения все каменные. По всем улицам и переулкам, везде вода морская... Лошадей и никакого скота нет, также карет, колясок, телег никаких нет, а саней и не знают. Народов всяких приезжих людей в Венеции всегда множество. Приезжают не столько для торговых промыслов или для учения, сколько для гуляния и для всяких забав».

Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» Ольга Егорова, хранитель графики, и Анна Голубева, хранитель фотографии, основная линия выставки – соединение взглядов на Венецию художников и фотографов. Это прежде всего две серии. Офорты созданы в XVIII веке гравером и архитектором Антонио Визентини по живописным произведениям Джованни Антонио Каналя, известного как Каналетто. И фотографии 1850 – 1870-х годов, созданные Карло Понти. Он владел в Венеции фотоателье и стал главным фотолетописцем города в XIX веке.

Тогда фотография была объективнее и беспристрастнее художеств. «Венецианская гондола» Доменико Брезолины и «Мост трех мостов» Антонио Фортунато Перини сделаны в начале 1850-х годов и относятся к первым венецианским фото. Понти принадлежат снимки «Лестница Гигантов во Дворце Дожей», «Собор Сан-Марко» и другие изображения туристической Венеции. Он же сделал снимок железнодорожного моста через лагуну. С Понти поспорит Карло Найя – автор фотографии «Вид на церковь Санта-Мария-делла-Салюте с кампанилы Сан-Марко» 1875 года. Еще нет никаких речных трамвайчиков, одни парусники.

Кроме генеральной линии в проекте много лирических отступлений. Показана панорама Венеции XVII века в исполнении Маттеуса Мериана Старшего и гравюра, изображающая прием в театре Сан-Бенедетто по случаю визита в 1782 году будущего императора Павла I, который путешествовал под именем граф Северный. С помощью коллег из Эрмитажа атрибутированы акварели архитектора Адольфа Парланда и писателя Федора Эттингера.

Сюрпризом для фанов Венеции станет первый фильм об этом городе. Его сделал в 1896 году Александр Пронио. В портативной камере системы братьев Люмьер запас пленки был рассчитан на 50 секунд съемки. Пронио уложился в 39 секунд, отсняв ролик во время поездки по Гранд-каналу. Речные трамвайчики уже появились. Один проследовал перед камерой.

В компанию гравюр и фотографий попал предмет из начала ХХ века. Это кресло с резными ручками в виде путти. Оно стилизовано под барочные времена Каналетто и сделано в Венеции.

#выставка #Венеция #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (6840) от 12.01.2021 под заголовком «Когда Венеция стала сном».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?