В особняке Румянцева открылась выставка «Венеция вдали, как странный сон...»

В особняке Румянцева (Английская набережная, 44) Музей истории Петербурга открыл выставку «Венеция вдали, как странный сон...». Более 150 изображений города на воде, созданных в XVIII – XIX веках, погружены в атмосферу солнечных бликов и старинных зеркал.

В особняке Румянцева открылась выставка «Венеция вдали, как странный сон...» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Этот проект продолжает серию, начатую несколько лет назад показом Парижа и Рима. Как и тогда, большую часть гравюр и фотографий публика увидит впервые. С 1918-го по 1928 год в Аничковом дворце существовал Музей города, целиком посвященный градостроительству и архитектуре. Он был организован по инициативе архитектора Льва Ильина и искусствоведа Владимира Курбатова. Там целенаправленно собирали материалы по истории городов мира, от трактатов и гравюр до открыток и путеводителей. Долгое время эти богатства не были востребованы, теперь они открываются заново.

Названием выставки послужила строчка из стихотворения Марии Анисимовой, малоизвестной поэтессы начала ХХ века.

Показ построен как диалог изображений Венеции и текстов о городе русских поэтов и писателей, в том числе трех нобелевских лауреатов – Бунина, Пастернака, Бродского. Своеобразным эпиграфом к выставке стали выдержки из «Путешествий...» Петра Толстого, сподвижника Петра I. Он побывал в Венеции в 1698 году. И заметил: «Венеция место зело великое и предивное. Домовые строения все каменные. По всем улицам и переулкам, везде вода морская... Лошадей и никакого скота нет, также карет, колясок, телег никаких нет, а саней и не знают. Народов всяких приезжих людей в Венеции всегда множество. Приезжают не столько для торговых промыслов или для учения, сколько для гуляния и для всяких забав».

Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» Ольга Егорова, хранитель графики, и Анна Голубева, хранитель фотографии, основная линия выставки – соединение взглядов на Венецию художников и фотографов. Это прежде всего две серии. Офорты созданы в XVIII веке гравером и архитектором Антонио Визентини по живописным произведениям Джованни Антонио Каналя, известного как Каналетто. И фотографии 1850 – 1870-х годов, созданные Карло Понти. Он владел в Венеции фотоателье и стал главным фотолетописцем города в XIX веке.

Тогда фотография была объективнее и беспристрастнее художеств. «Венецианская гондола» Доменико Брезолины и «Мост трех мостов» Антонио Фортунато Перини сделаны в начале 1850-х годов и относятся к первым венецианским фото. Понти принадлежат снимки «Лестница Гигантов во Дворце Дожей», «Собор Сан-Марко» и другие изображения туристической Венеции. Он же сделал снимок железнодорожного моста через лагуну. С Понти поспорит Карло Найя – автор фотографии «Вид на церковь Санта-Мария-делла-Салюте с кампанилы Сан-Марко» 1875 года. Еще нет никаких речных трамвайчиков, одни парусники.

Кроме генеральной линии в проекте много лирических отступлений. Показана панорама Венеции XVII века в исполнении Маттеуса Мериана Старшего и гравюра, изображающая прием в театре Сан-Бенедетто по случаю визита в 1782 году будущего императора Павла I, который путешествовал под именем граф Северный. С помощью коллег из Эрмитажа атрибутированы акварели архитектора Адольфа Парланда и писателя Федора Эттингера.

Сюрпризом для фанов Венеции станет первый фильм об этом городе. Его сделал в 1896 году Александр Пронио. В портативной камере системы братьев Люмьер запас пленки был рассчитан на 50 секунд съемки. Пронио уложился в 39 секунд, отсняв ролик во время поездки по Гранд-каналу. Речные трамвайчики уже появились. Один проследовал перед камерой.

В компанию гравюр и фотографий попал предмет из начала ХХ века. Это кресло с резными ручками в виде путти. Оно стилизовано под барочные времена Каналетто и сделано в Венеции.

#выставка #Венеция #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (6840) от 12.01.2021 под заголовком «Когда Венеция стала сном».


Комментарии