В объятиях Бетховена. Со дня рождения композитора исполняется 250 лет

Сегодня исполняется 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена, композитора, в своей последней, Девятой, симфонии выступившего с призывом «Обнимитесь, миллионы».

В объятиях Бетховена. Со дня рождения композитора исполняется 250 лет | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Как не хватает сегодня бунтарского таланта Бетховена, его непримиримости к обстоятельствам, его неутолимого желания избавляться от косности, лжи, лицемерия, находить новые решения из безвыходных ситуаций, изобретать то, что способно перевернуть сознание. Причем делать все это средствами музыки, наделяя ее способностью улучшать мироустройство.

И надо же такому случиться, чтобы именно в год его грандиозного юбилея всему миру приказано разъединиться, перестать обниматься, уйти на самоизоляцию. Как будто в бой вновь вступили те силы, которым на протяжении почти половины жизни противостоял теряющий слух композитор, продолжавший и сочинять, и дирижировать, подавая пример отчаивающемуся человечеству. Поразительно и то, как весь мир сдал позиции, не сумев даже в онлайн-формате отметить эту очень важную дату в истории не только музыки, но и всей мировой культуры. На родине Бетховена в Германии должны были громыхнуть грандиозные музыкальные и театральные празднества, для проведения которых был создан специальный фонд размером 32 млн евро. Планировалась премьера оперы «Фиделио» в Баден-Бадене, хореограф Джон Ноймайер собирался показать свое видение Девятой симфонии. И много еще чего должно было произойти...

Но парадоксам всегда есть место. Единственный пока фестиваль, посвященный Бетховену, сумели провести в Екатеринбурге в стенах филармонии. Причем провели его там не только «своими силами», на что пришлось согласиться большинству международных фестивалей, но нашли возможность пригласить европейских, в том числе немецких и австрийских, музыкантов – непосредственных носителей бетховенской традиции. Финальный хор Девятой симфонии – «Ода к радости» – был исполнен хором Свердловской филармонии... в масках! Впечатление было сильнейшее. И громадная сила звука этого хора была настолько велика, что даже сквозь душные маски шиллеровский призыв «Обнимитесь, миллионы!» слушался предельно отчетливо и ярко, внушая публике волю к прорыву.

Так Бетховен заодно напомнил о децентрализации культуры, когда не Москва и Петербург захватывают лидерство в освоении того или иного сюжета, а регионы. А что в день рождения поделывают культурные заведения двух столиц? В Большом зале петербургской Филармонии будут звучать «Легенды популярной музыки», но отнюдь не сочинения Бетховена. Наследию юбиляра должен был быть посвящен зимний фестиваль «Площадь искусств», где мы могли бы услышать музыку Бетховена в исполнении мировых звезд, но все его концерты отменены, и попыток заменить их чем-то утешительным не предусмотрено. Не будут исполнены его сочинения и на площадках Мариинского театра. Валерий Гергиев выпустил оперу «Сельская честь» Масканьи, но отнюдь не «Фиделио» Бетховена, хотя это было бы так уместно. Все сонаты Бетховена должен был исполнить на «Звездах белых ночей» австрияк Рудольф Бухбиндер, но событие перенеслось на год вперед. Циклом «Все симфонии Бетховена» в Петербурге не порадует ни один маэстро. Хотя свою дерзкую и очень вдохновенную версию Девятой симфонии представлял в канун Года Бетховена маэстро Теодор Курентзис в Концертном зале Мариинского театра, после чего спустя пару месяцев, в феврале, оркестр musicAeterna исполнил Первую, Третью и Восьмую симфонии в Капелле.

Прав был зальцбургский скрипач и дирижер Томас Цетмайр, выступавший на фестивале в Екатеринбурге, сказав, что из-за локдаунов Бетховен не останется внакладе, ведь это самый исполняемый в мире наряду с Моцартом композитор. Но за долгие годы эксплуатации образа только «революционного» и громкого «караяновского» Бетховена столько всего успело измениться. К музыке этого композитора сумели найти ключи, открывшие даже в самых бунтарских вещах вместо тяжести – легкость, вместо неуклюжести и странности высказываний, взламывающих каноны и стереотипы, – связь с более архаичными слоями музыкальной культуры. Даже такой небожитель, как маэстро Марис Янсонс, глубоко чтящий высокие традиции, однажды привозивший вместе с оркестром Баварского радио Третью «Героическую» симфонию Бетховена, показал в ней на первом плане дразнящую танцевальность.

Советское музыковедение старательно запихивало эстетику этого композитора в нишу коммунистической классовой борьбы униженных и оскорбленных против «тирании прогнившей буржуазии». К счастью, Бетховен не компрометировал себя вульгарной и плоской музыкой. Каждая его соната, багатель, квартет, песня, вариация, симфония, оратория содержат плотный «антикоррозийный» слой, не позволяющий его произведениям покрываться ржавчиной сомнительных идеологий. Книга московского музыковеда Ларисы Кириллиной о композиторе, выпущенная пару лет назад в серии «ЖЗЛ», повествует об очень разном Бетховене, акцентируя внимание на его подчас взаимоисключающих чертах характера, создавая портрет личности невероятного масштаба и парадоксальности. Новые поколения музыкантов хотят слышать в Бетховене совсем не то, что привыкли слышать в нем их бабушки и дедушки. Да и старшее поколение прекрасно понимало или догадывалось, что он несводим к узким классификациям, но открыт для новых и новых слушателей.

#композитор #музыка #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «В объятиях Бетховена».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?