В объятиях Бетховена. Со дня рождения композитора исполняется 250 лет

Сегодня исполняется 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена, композитора, в своей последней, Девятой, симфонии выступившего с призывом «Обнимитесь, миллионы».

В объятиях Бетховена. Со дня рождения композитора исполняется 250 лет | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Как не хватает сегодня бунтарского таланта Бетховена, его непримиримости к обстоятельствам, его неутолимого желания избавляться от косности, лжи, лицемерия, находить новые решения из безвыходных ситуаций, изобретать то, что способно перевернуть сознание. Причем делать все это средствами музыки, наделяя ее способностью улучшать мироустройство.

И надо же такому случиться, чтобы именно в год его грандиозного юбилея всему миру приказано разъединиться, перестать обниматься, уйти на самоизоляцию. Как будто в бой вновь вступили те силы, которым на протяжении почти половины жизни противостоял теряющий слух композитор, продолжавший и сочинять, и дирижировать, подавая пример отчаивающемуся человечеству. Поразительно и то, как весь мир сдал позиции, не сумев даже в онлайн-формате отметить эту очень важную дату в истории не только музыки, но и всей мировой культуры. На родине Бетховена в Германии должны были громыхнуть грандиозные музыкальные и театральные празднества, для проведения которых был создан специальный фонд размером 32 млн евро. Планировалась премьера оперы «Фиделио» в Баден-Бадене, хореограф Джон Ноймайер собирался показать свое видение Девятой симфонии. И много еще чего должно было произойти...

Но парадоксам всегда есть место. Единственный пока фестиваль, посвященный Бетховену, сумели провести в Екатеринбурге в стенах филармонии. Причем провели его там не только «своими силами», на что пришлось согласиться большинству международных фестивалей, но нашли возможность пригласить европейских, в том числе немецких и австрийских, музыкантов – непосредственных носителей бетховенской традиции. Финальный хор Девятой симфонии – «Ода к радости» – был исполнен хором Свердловской филармонии... в масках! Впечатление было сильнейшее. И громадная сила звука этого хора была настолько велика, что даже сквозь душные маски шиллеровский призыв «Обнимитесь, миллионы!» слушался предельно отчетливо и ярко, внушая публике волю к прорыву.

Так Бетховен заодно напомнил о децентрализации культуры, когда не Москва и Петербург захватывают лидерство в освоении того или иного сюжета, а регионы. А что в день рождения поделывают культурные заведения двух столиц? В Большом зале петербургской Филармонии будут звучать «Легенды популярной музыки», но отнюдь не сочинения Бетховена. Наследию юбиляра должен был быть посвящен зимний фестиваль «Площадь искусств», где мы могли бы услышать музыку Бетховена в исполнении мировых звезд, но все его концерты отменены, и попыток заменить их чем-то утешительным не предусмотрено. Не будут исполнены его сочинения и на площадках Мариинского театра. Валерий Гергиев выпустил оперу «Сельская честь» Масканьи, но отнюдь не «Фиделио» Бетховена, хотя это было бы так уместно. Все сонаты Бетховена должен был исполнить на «Звездах белых ночей» австрияк Рудольф Бухбиндер, но событие перенеслось на год вперед. Циклом «Все симфонии Бетховена» в Петербурге не порадует ни один маэстро. Хотя свою дерзкую и очень вдохновенную версию Девятой симфонии представлял в канун Года Бетховена маэстро Теодор Курентзис в Концертном зале Мариинского театра, после чего спустя пару месяцев, в феврале, оркестр musicAeterna исполнил Первую, Третью и Восьмую симфонии в Капелле.

Прав был зальцбургский скрипач и дирижер Томас Цетмайр, выступавший на фестивале в Екатеринбурге, сказав, что из-за локдаунов Бетховен не останется внакладе, ведь это самый исполняемый в мире наряду с Моцартом композитор. Но за долгие годы эксплуатации образа только «революционного» и громкого «караяновского» Бетховена столько всего успело измениться. К музыке этого композитора сумели найти ключи, открывшие даже в самых бунтарских вещах вместо тяжести – легкость, вместо неуклюжести и странности высказываний, взламывающих каноны и стереотипы, – связь с более архаичными слоями музыкальной культуры. Даже такой небожитель, как маэстро Марис Янсонс, глубоко чтящий высокие традиции, однажды привозивший вместе с оркестром Баварского радио Третью «Героическую» симфонию Бетховена, показал в ней на первом плане дразнящую танцевальность.

Советское музыковедение старательно запихивало эстетику этого композитора в нишу коммунистической классовой борьбы униженных и оскорбленных против «тирании прогнившей буржуазии». К счастью, Бетховен не компрометировал себя вульгарной и плоской музыкой. Каждая его соната, багатель, квартет, песня, вариация, симфония, оратория содержат плотный «антикоррозийный» слой, не позволяющий его произведениям покрываться ржавчиной сомнительных идеологий. Книга московского музыковеда Ларисы Кириллиной о композиторе, выпущенная пару лет назад в серии «ЖЗЛ», повествует об очень разном Бетховене, акцентируя внимание на его подчас взаимоисключающих чертах характера, создавая портрет личности невероятного масштаба и парадоксальности. Новые поколения музыкантов хотят слышать в Бетховене совсем не то, что привыкли слышать в нем их бабушки и дедушки. Да и старшее поколение прекрасно понимало или догадывалось, что он несводим к узким классификациям, но открыт для новых и новых слушателей.

#композитор #музыка #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «В объятиях Бетховена».


Комментарии