2Vtzqv4Hz9U

В музее-усадьбе «Приютино» состоялась экскурсия для слабовидящих и незрячих посетителей

На экскурсии были презентованы только что созданные тактильные копии экспонатов. Это событие стало важным шагом на пути создания доступной культурной среды для людей с ограниченными возможностями не только во Всеволожском районе, но и во всей Ленинградской области.

В музее-усадьбе «Приютино» состоялась экскурсия для слабовидящих и незрячих посетителей | Если незрячий человек затрудняется в процессе обследования тактильного макета, экскурсовод берет его руки в свои и помогает исследовать экспонат./ФОТО АВТОРА

Если незрячий человек затрудняется в процессе обследования тактильного макета, экскурсовод берет его руки в свои и помогает исследовать экспонат./ФОТО АВТОРА

«Мы находимся в квадратной комнате, оформленной в пастельных тонах, в основном это голубой цвет. В комнате четыре окна. Все они выходят в парк, так что из них виден прекрасный осенний пейзаж. На полу комнаты большой мягкий ковер, в углу голубой угловой диван, рядом с ним овальный столик и несколько кресел… Между нами и диваном небольшое деревянное пианино с красивой резьбой — ­гостиная музыкальная» — так выглядит рассказ гида на экскурсии по комнатам музея-усадьбы «Приютино» для людей с нарушением зрения. В профессиональной среде его называют тифлокомментарий — лаконичное описание человека, предмета, явления или действия, которое не может увидеть незрячий человек. Для таких посетителей экскурсовод должен строить показ так, чтобы объект «заговорил» — повествование должно быть образным, но с учетом картины мира слепых и слабовидящих людей.

В экскурсионной копилке музея уже есть несколько инклюзивных программ, разработанных силами его сотрудников. В них включены звуковые, тактильные, обонятельные и вкусовые эффекты.

Например, рассказывая об архитектуре господского дома XIX века, экскурсантам дают пощупать настоящий кирпич, заросший мхом. В музыкальной гостиной включают запись оригинальной мелодии старинной музыкальной шкатулки, которая находится в музейной витрине. А в столовой предлагают вдохнуть аромат из мешочка с травами и листьями черной смородины — именно такой чай подавали здесь, когда хозяин усадьбы президент Академии художеств Николай Оленин принимал поэтов, художников, композиторов и общественных деятелей того времени.

Теперь в музее появились первые четыре специализированные тактильные копии музейных экспонатов. Портрет Елизаветы Марковны Олениной авторства Александра Варнека представлен в формате барельефа. Фасад усадьбы выполнен в особой технике из МДФ. В комплекте с объемной тактильной копией бюста первого хозяина усадьбы Алексея Николаевича Оленина идет веточка грушевого дерева, которую тоже можно пощупать (это важно, потому что оригинальная скульптура выполнена из грушевого дерева). А тактильная копия изображения герба рода Олениных с девой в окружении медведей выполнена в цвете. Существует мнение, что если человек не видит, то необязательно окрашивать макет в натуралистичный цвет. Это неправильно, потому что у многих незрячих людей, которые посещают музеи, имеется остаточное зрение, при помощи которого они могут хотя бы частично воспринимать цвета. Все тактильные объекты снабжены информацией, написанной рельефными буквами и специальным шрифтом Брайля.

«Выставка «Прикоснись к «При­ютино», в рамках которой состоялась презентация уникальных тактильных копий экспонатов, реализована благодаря участию музея-усадьбы в грантовом конкурсе «Создание тактильных копий музейных экспонатов», организованном благотворительной программой «Особый взгляд», — объяснила менеджер этой программы Валерия Стадлер. — Производят тактильные экспонаты в специальной ­мастерской, которая находится в Москве. Пока это направление в нашей стране не развито, специалистов мало. Чтобы сделать качест­венные экспонаты, необходимо понимать специфику восприятия мира незрячим человеком. Иногда экспонат состоит из множества мелких деталей, мастер должен чувствовать, что можно убрать, а что выделить, чтобы незрячий человек уловил главную мысль».

Тактильная модель — это хорошо, но необходимо еще и грамотное ее описание, навык работы с ней в музейном пространстве. Поэтому сотрудники музея посетили мастерскую, где эти макеты были созданы, и прошли курс обучения, как с ними работать. Например, изучили прием «рука в руке»: если незрячий человек затрудняется в процессе обследования тактильного макета, экскурсовод берет его руки в свои и помогает исследовать экспонат.

«После обучения мы самостоятельно составили тифлокомментарии не только к экспонатам, но и к музейной экспозиции. Возможно, они еще не идеальны, но мы готовы совершенствоваться», — поделилась куратор проекта «Прикоснись к «Приютино» Алевтина Карамышева.

На первой экскурсии с презентацией тактильных экспонатов присутствовали люди, проходящие восстановление в петербургском Центре медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению, а также специалисты, работающие со слабовидящими посетителями культурных пространств. Они протестировали новые экспонаты, отметив их плюсы и недостатки.

«Вы не представляете, как для нас — людей, которые не видят, важно, чтобы при осмотре архитектурных сооружений, исторических зданий, памятников и музейных экспонатов были их объемные макеты, которые можно было ощупать», — поделилась впечатлениями слабовидящая участница мероприятия Татьяна.

«Я незрячий. Учился, закончил университет, начал работать, но, к сожалению, зрение подвело, стало пропадать. Пришлось учиться жить в новых реалиях, приобретать новые навыки для повседневной жизни, — рассказал посетитель музея Владимир. — Я с большим интересом протестировал тактильные музейные экспонаты, в том числе с их помощью попробовал «увидеть» портрет хозяйки усадьбы Елизаветы Марковны Олениной, исполненный в рельефном формате и снабженный тифлокомментарием. На мой взгляд, он сделан профессионально. Но хотелось бы, чтобы в тифлокомментарии не было путаницы с руками и понятиями «право» и «лево». Есть пожелание, чтобы их создатели при описании ориентировались на руки человека, который щупает изображение, а не на руки персонажа».

С удовольствием попытался «рассмотреть» музейные экспонаты и участник мероприятия Николай: «Я слабовидящий, но это не мешает мне посещать музеи и другие культурные мероприятия. И если раньше это было сложно, в последнее время появилась тенденция к лучшему. Это радует, хотя до совершенства еще далеко».

«Среди наших посетителей незрячие и слабовидящие люди не редкость, — сообщила заведующая музеем Ольга Морозова. — Это и организованные группы, и индивидуальные посетители, взрослые люди и родители со слабовидящими детьми. С посетителями с ограниченными возможностями мы работаем системно. В нашем музее этим готовы заниматься несколько сотрудников. Подготовка и проведение мероприятий для такой категории посетителей — сложное дело, но, с другой стороны, наши сотрудники им рады больше, чем обычным посетителям, потому что это очень благодарная аудитория».

А начальник отдела культуры Всеволожского района Ленинградской области Дарья Воробьева справедливо отметила, что коллектив усадьбы «Приютино», создавая инклюзивное музейное пространство, не только развивают это направление, но и вдохновляют на это работников сферы культуры из других районов.

От себя добавлю, что подобные инклюзивные программы, привлекая в музей особенных людей, делают его удобным и интересным и для остальных посетителей с разным уровнем образования и опыта. Такой формат наверняка понравится всем, особенно детям и подросткам. Потрогать экспонаты в музее, услышать, как они звучат, почувствовать их запах — это другой тип восприятия информации. А благодаря экскурсии с подробными тифлокомментариями можно узнать много интересных подробностей и деталей, на которые бы сам ни за что не обратил внимание.

Читайте также:

«Царское Село» завершает воссоздание личных комнат Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца

Самый крупный в России Центр адаптивного спорта появился в Приморском районе


#слабовидящие #выставка #музей #Приютино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7779) от 28.10.2024 под заголовком «Прикоснись к «Приютино»».


Комментарии