В Музее-усадьбе Гавриила Державина открылась выставка в честь Некрасова
В Музее-усадьбе Гавриила Державина (набережная реки Фонтанки, 118) представлена небольшая выставка «Некрасов в иллюстрациях русских и советских художников», посвященная 200-летию со дня рождения поэта, журналиста, издателя.
РЕПРОДУКЦИЯ. Фото автора
Открытие Музея-квартиры Некрасова на Литейном, 36, после капитальной реставрации – впереди. А пока «державинцы» дали коллегам возможность показать художественные произведения, которые посетители видят редко.
Антонина Артихович, заведующая некрасовским музеем, обратила внимание нашей газеты на датировку многих произведений – 1921-й, год 100-летия со дня рождения Некрасова. Это серия иллюстраций Бориса Кустодиева к поэме «Мороз, Красный нос» и стихотворению «Размышления у парадного подъезда», Петра Бучкина – к поэме «Кому на Руси жить хорошо», Георгия Савицкого – к стихотворению «Дедушка Мазай и зайцы»...
Александр Вахрамеев нарисовал акварелью иллюстрацию «Закушенный калач дрожал в его руке...» к стихотворению «Вор». Работа была заказана художнику литературоведом Владиславом Евгеньевым-Максимовым для открытого им тогда же первого музея Некрасова. Тот просуществовал недолго. Но, к счастью, фонды попали в Пушкинский Дом и послужили основой нынешнего музея, который появился в Ленинграде в 1946 году.
Самым мрачным иллюстратором Некрасова был график второй половины XIX века Александр Лебедев. Его версия к «Размышлениям у парадного подъезда» буквально следует строчке «Наш не любит оборванной черни». У мирискусника Кустодиева крестьяне благообразны и похожи на скромных коробейников.
Особое место на выставке занимает иллюстрация Всеволода Сулимо-Самуйлло к сатирическому стихотворению «Генерал Топтыгин». Ученик Филонова и здесь верен аналитическому искусству, его медведь олицетворяет универсальное зло. Эта работа относится к 1920 – 1930-м годам.
Потом наступила эра социалистического реализма. Акварель Алексея Максимова «Мальчик Некрасов среди бурлаков на Волге» – фантазия художника на тему, откуда поэт мог взять сюжет для стихотворения «На Волге». Его превзошел Сергей Куклинский – автор картины «Литературный обед у Некрасова». В центре полотна находится малоизвестный персонаж – Иван Горбунов, читающий свои произведения. По воспоминаниям современников, этот обед состоялся в 1859 году. Авдотья Панаева – любовь Некрасова выглядит на свои годы. Тургенев и Некрасов – намного старше. Художник использовал более поздние и более известные изображения писателей из школьных учебников, чтобы их легко узнали граждане СССР.
Финал выставки посвящен образу поэта в массовой советской культуре, в частности, в палехских шкатулках, медальонах и пудреницах. Художник Николай Правдин вдохновлялся портретом кисти Ивана Крамского. Это самое известное изображение поэта. Хотя некрасоведы уверены, что портрет, созданный Николаем Ге, ничем ему не уступает.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (6896) от 05.04.2021 под заголовком «Генерал Топтыгин по-филоновски».
Комментарии