В Музее стрит-арта обновили росписи открытого выставочного пространства

В Музее стрит-арта (шоссе Революции, 84) после годичного перерыва полностью обновлены росписи открытого выставочного пространства. Новый проект под названием «Ау» собрал тридцать художников из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Минска, которые создали специально для выставки 37 муралов, объектов, инсталляций.

В Музее стрит-арта обновили росписи открытого выставочного пространства | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Приглашение куратором Майи Ковальски из Нижнего Новгорода объяснимо. Город на Волге соревнуется с Екатеринбургом за звание столицы российского уличного искусства. В комментарии для «Санкт-Петербургских ведомостей» Майя заметила, что для нее разговоры о столичности звучат странно. Если есть столица, значит, существует и провинция, что противоречит свободному духу стрит-арта. Притягивать статус столицы — это как раз выглядеть провинциально.

Название «Ау» отражает основную тему выставки — «Человек и лес». В одном лесу легко заблудиться, подобно герою «Божественной комедии» Данте. Другой умирает, что говорит о множестве экологических проблем. Третий еще остается местом размышлений и покоя...

Центром любой выставки в открытом пространстве Музея стрит-арта является самая большая стена площадью 1,7 тысячи кв. метров. Для «Ау» на ней в течение 10 дней работал нижегородский уличный художник Никита Nomerz. Его роспись называется «Когда уже звезды?» и отсылает к известному изречению античного философа Сенеки «через тернии к звездам». Слезая с подъемника после завершения работы, Никита заметил: «В настоящий момент складывается ощущение, что мы давно пребываем в терниях. Значит, скоро звезды».

Рядом для контраста екатеринбуржец Илья Мозги сделал ироничную роспись «Университет уличного искусства». На ней изображены выпускники несуществующего факультета стрит-арта в традиционных университетских шапочках, но в масках, за которыми иногда прячут лица уличные художники, а также красная «корочка» диплома с гербом. В броской форме Илья напоминает о нескольких важных вопросах. Стрит-арт — это искусство или самовыражение любого желающего? Чтобы им заниматься, нужна ли профессиональная подготовка?.. Или достаточно умения обращаться с трафаретами?

На третьей главной стене выставки — фасаде бывшей заводской котельной нижегородец Иван Серый создал гиперреалистическое изображение громкоговорителя. Он беззвучен, о чем свидетельствует название росписи Vow of silence («Клятва молчания»). Но, по мнению автора, устройство обязательно заговорит. Весь вопрос в том, что оно нам скажет.

Стрит-арт1_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

Знакомые с географией Музея стрит-арта знают, что на территории выставочного пространства находятся две бывшие дымовые трубы Завода слоистых пластиков. Одна сохранилась на всю высоту, другая — в виде жалкого обрубка. Обе используются для выставочных росписей, но форму сооружений обыгрывают редко. Команда BOMSE (Нижний Новгород) нашла точный образ, нарисовав на обрубке сигаретный окурок. Художники говорят, что сигареты загрязняют организм человека, дымящие трубы — организм города. Внутри второй трубы Никита Nomerz изобразил лес и сложил рядом поленницу. Работа называется «Чем дальше в лес, тем больше...». Речь, разумеется, не о дровах, а о сложности человеческих взаимоотношений.

Минчанин Дмитрий Каштальян — единственный художник в проекте «Ау», который для росписи большой стены использовал кисти, а не баллончики с краской. «Рожденные летать — летать не могут» — это изображения экзотических птиц, которые вместо привычных джунглей оказались среди пеньков, уходящих за горизонт.

Впервые для выставки использовано пространство здания «Х5», куда можно попасть только по высокой эстакаде, сохранившейся от завода. Там несколько художников размышляют о тотальном присутствии в нашей жизни камер видеонаблюдения. Петербурженка Полина Осипова говорит, что «иногда в повседневной городской жизни вдали от родины можно встретить остатки чувашского магического леса. Сегодня я встретила эти камеры видеонаблюдения, которые выросли как грибы после дождя». Грибы-видеокамеры Осиповой попрятались в березовом лесу. Их не сразу заметишь.



#проект #художники #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6945) от 16.06.2021 под заголовком «Через тернии к стрит-арту».


Комментарии