В музее «Пенаты» рассказывают о дружбе Репина и Чуковского

Здесь всегда витает в воздухе густой запах хвои — будто вечно длится Новый год, даже летом, в краткий миг жары. Ветер с Финского залива добавляет к этому аромату запах холодной воды. Здесь сохранилось еще много старых дач, подточенных временем, но все еще романтически красивых. Они пахнут стариной, когда в этом северном раю обитала петербургская интеллигенция.

В музее «Пенаты» рассказывают о дружбе Репина и Чуковского | Фото предоставлено пресс-службой литературного музея «XX век»

Фото предоставлено пресс-службой литературного музея «XX век»

Одна из самых знаменитых дач поселка Репино — музей «Пенаты». Это усадьба, где много лет прожил великий русский художник Илья Ефимович Репин. Недавно здесь открылась выставка «Далекие — близкие», совместный проект Музея Академии художеств и литературного музея «XX век».

Рассказывает выставка о дружбе Ильи Ефимовича Репина и Корнея Ивановича Чуковского, чье 140‑летие со дня рождения мы отмечаем в этом году.

Познакомились они в 1907 году. У Чуковского тоже была здесь, в Куоккале, дача (она не сохранилась). Несмотря на разницу в возрасте, подружились. Чуковский бывал на знаменитых репинских средах, где гостей потчевали супом из сена и прочими вегетарианскими блюдами, которые пропагандировала жена Репина Наталья Нордман-Северова.

А Репин приходил к Чуковскому в гости на «воскресенья».

«Репин жил в Куоккале и зимою и летом, так что всю долгую финскую зиму его «Пенаты» оставались вдали от какого бы то ни было культурного общества, от литературы, науки и музыки. Летом среди его соседей бывали всегда и писатели, и артисты, и певцы, и художники, но зимою он жил как в пустыне. Только этим я и могу объяснить, что начиная с зимы 1908 – 1909 года он стал все чаще и чаще бывать у меня (вместе со своей женою Натальей Борисовной) и нередко проводил на моей маленькой даче все свои воскресные досуги… Ко мне по воскресеньям приезжали из Питера разные литературные люди, и не раз вокруг чайного стола затевались молодые — ­часто наивные — споры: о Пушкине, о Достоевском, о журнальных новинках, а также о волновавших нас знаменитых писателях той довоенной эпохи — Куприне, Леониде ­Андрееве, Валерии Брюсове, Блоке», — вспоминал Чуковский.

Выставка открыта на втором этаже усадьбы и оформлена в стиле, напоминающем о русском авангарде 20‑х годов прошлого века. Прежде всего, как рассказали ее организаторы, дизайн отсылает к творчеству футуриста Василия Каменского, который ­часто бывал на репинских средах.

На стендах — архивные фотографии, запечатлевшие развлечения обитателей и гостей Куоккалы, рядом — набранные крупным шрифтом цитаты из мемуаров Репина «Далекое близкое», воспоминаний Чуковского, рецепты экзотических блюд, которые готовили для гостей…

Мы постарались взглянуть на культурную жизнь начала прошлого столетия не как на запылившийся список имен на книжной полке, но как на людей, таких настоящих и разных, трогательных и веселых, — сказала на открытии выставки директор литературного музея «ХХ век» Марина Линович.

После революции 1917 года ­Куоккала стала Финляндией. Репин оказался за границей. Его уговаривали вернуться в Советскую Россию, но он так и не решился. В 1925 году он написал Чуковскому горькое письмо. Там были такие строки (цитата есть на выставке, на стенде): «Установятся ли когда‑нибудь человеческие отношения? Устранится ли эта варварская зависимость — нескончаемых разрешений, виз и т. д. — для какого‑нибудь пятиверстного расстояния… Уж мне не дожить до этих свобод… Буду вспоминать о временах ­невозвратных». Выставка продлится до 23 октября.


#Репино #Чуковский #выставка #Репин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7265) от 29.09.2022 под заголовком «О временах невозвратных».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?