В музее «Пенаты» рассказывают о дружбе Репина и Чуковского

Здесь всегда витает в воздухе густой запах хвои — будто вечно длится Новый год, даже летом, в краткий миг жары. Ветер с Финского залива добавляет к этому аромату запах холодной воды. Здесь сохранилось еще много старых дач, подточенных временем, но все еще романтически красивых. Они пахнут стариной, когда в этом северном раю обитала петербургская интеллигенция.

В музее «Пенаты» рассказывают о дружбе Репина и Чуковского | Фото предоставлено пресс-службой литературного музея «XX век»

Фото предоставлено пресс-службой литературного музея «XX век»

Одна из самых знаменитых дач поселка Репино — музей «Пенаты». Это усадьба, где много лет прожил великий русский художник Илья Ефимович Репин. Недавно здесь открылась выставка «Далекие — близкие», совместный проект Музея Академии художеств и литературного музея «XX век».

Рассказывает выставка о дружбе Ильи Ефимовича Репина и Корнея Ивановича Чуковского, чье 140‑летие со дня рождения мы отмечаем в этом году.

Познакомились они в 1907 году. У Чуковского тоже была здесь, в Куоккале, дача (она не сохранилась). Несмотря на разницу в возрасте, подружились. Чуковский бывал на знаменитых репинских средах, где гостей потчевали супом из сена и прочими вегетарианскими блюдами, которые пропагандировала жена Репина Наталья Нордман-Северова.

А Репин приходил к Чуковскому в гости на «воскресенья».

«Репин жил в Куоккале и зимою и летом, так что всю долгую финскую зиму его «Пенаты» оставались вдали от какого бы то ни было культурного общества, от литературы, науки и музыки. Летом среди его соседей бывали всегда и писатели, и артисты, и певцы, и художники, но зимою он жил как в пустыне. Только этим я и могу объяснить, что начиная с зимы 1908 – 1909 года он стал все чаще и чаще бывать у меня (вместе со своей женою Натальей Борисовной) и нередко проводил на моей маленькой даче все свои воскресные досуги… Ко мне по воскресеньям приезжали из Питера разные литературные люди, и не раз вокруг чайного стола затевались молодые — ­часто наивные — споры: о Пушкине, о Достоевском, о журнальных новинках, а также о волновавших нас знаменитых писателях той довоенной эпохи — Куприне, Леониде ­Андрееве, Валерии Брюсове, Блоке», — вспоминал Чуковский.

Выставка открыта на втором этаже усадьбы и оформлена в стиле, напоминающем о русском авангарде 20‑х годов прошлого века. Прежде всего, как рассказали ее организаторы, дизайн отсылает к творчеству футуриста Василия Каменского, который ­часто бывал на репинских средах.

На стендах — архивные фотографии, запечатлевшие развлечения обитателей и гостей Куоккалы, рядом — набранные крупным шрифтом цитаты из мемуаров Репина «Далекое близкое», воспоминаний Чуковского, рецепты экзотических блюд, которые готовили для гостей…

Мы постарались взглянуть на культурную жизнь начала прошлого столетия не как на запылившийся список имен на книжной полке, но как на людей, таких настоящих и разных, трогательных и веселых, — сказала на открытии выставки директор литературного музея «ХХ век» Марина Линович.

После революции 1917 года ­Куоккала стала Финляндией. Репин оказался за границей. Его уговаривали вернуться в Советскую Россию, но он так и не решился. В 1925 году он написал Чуковскому горькое письмо. Там были такие строки (цитата есть на выставке, на стенде): «Установятся ли когда‑нибудь человеческие отношения? Устранится ли эта варварская зависимость — нескончаемых разрешений, виз и т. д. — для какого‑нибудь пятиверстного расстояния… Уж мне не дожить до этих свобод… Буду вспоминать о временах ­невозвратных». Выставка продлится до 23 октября.


#Репино #Чуковский #выставка #Репин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7265) от 29.09.2022 под заголовком «О временах невозвратных».


Комментарии