В Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка «Партизанский край»
Самодельные пятиконечные звездочки для головных уборов были найдены поисковиками в Лужском районе — там, где когда‑то находились стоянки партизанских отрядов. Сегодня, как экспонаты, они представлены на выставке «Партизанский край», открывшейся в мемориальном Музее обороны и блокады Ленинграда.

Среди экспонатов выставки — изображение командира партизанского отряда №164 Дмитрия Власова (портрет был написан в 1942 году художником Владимиром Серовым), документы, награды, найденные поисковиками партизанские ложки./ФОТО автора
— Партизаны нуждались в знаках различия, и те же звездочки были вырезаны вручную из листов меди, латуни или алюминия: использовали материалы сбитых самолетов, — говорит куратор выставки Виталий Бондарь. — Многие народные мстители крепили их на своих головных уборах поверх ленточек — это подтверждают и фотоматериалы.
Увидеть самодельные знаки отличия можно и на рисунках художника Александра Блинкова, ставшего художественным летописцем партизанского движения Ленинградской области. Часть выставки посвящена именно ему. В фондах музея — большой архив его личных документов. Например, справка о том, что в самом начале войны он вступил в Октябрьскую дивизию народного ополчения. Несколько месяцев он был на передовой, но затем из‑за травмы руки, полученной еще в детстве, его отправили в тыл в распоряжение Союза художников.
В марте 1942 года Блинков был откомандирован во 2‑ю Ленинградскую партизанскую бригаду в качестве фронтового художника. В одном из документов значится: «находился в творческой командировке по спецзаданию Ленинградского штаба партизанского движения». В общей сложности он провел в отрядах народных мстителей полтора года. Ходил на боевые задания, участвовал в засадах, в подрыве немецких эшелонов, в налетах на гарнизоны. Основные наброски он делал на ходу, а по возвращении в лагерь дописывал и уточнял. Командировка была опасной, о чем свидетельствует и представленный на выставке альбом для рисования, простреленный очередью из автомата.
Рисунки Блинкова очень реалистичные. Причем художник запечатлел не только лица партизан, боевые события, но и трудовые будни Партизанского края. Например, сенокос, уборку урожая…
Среди экспонатов — рисунок Блинкова, изображающий двух бойцов. Про них ничего не было известно, подпись была предельно лаконичной: «В партизанском отряде».
— Мы обратили внимание на датированную 1942 годом фотографию бойцов Сланцевского отряда, входившего в 9‑ю Партизанскую бригаду. На ней партизаны позировали Блинкову, — поясняет Бондарь. — Сравнив фото и рисунок, мы поняли, что речь идет об одних и тех же людях. Правда, фотография тоже не подписана, поэтому имена остаются неизвестными…
Еще один герой выставки — Дмитрий Власов. Инженер Дубровского деревообрабатывающего комбината в июле 1941 года стал командиром сформированного во Всеволожске партизанского отряда № 164. Фактически отряд был диверсионным, рейдовым, то есть он переходил через линию фронта, выполнял определенные задания и затем возвращался обратно.
В сентябре 1941 года этот отряд численностью чуть больше тридцати человек вместе с частями регулярной армии участвовал в высадке на Невский пятачок. С тем, чтобы в ходе боя просочиться через линию фронта и действовать в немецких тылах. Зоной действия отряда были Мгинский и Тосненский районы.
Часть выставки заняли исторические стенды, посвященные партизанскому продовольственному обозу. Их подготовила новгородская поисковая экспедиция «Долина», которая носит имя своего основателя Николая Орлова.
Нынешняя выставка — еще один шаг на пути к созданию филиала Музея обороны и блокады Ленинграда в поселке Дедовичи Псковской области, который будет посвящен Ленинградскому партизанскому краю. Концепция разработана, здание практически готово, закончен ремонт, есть даже площадка для размещения внешней экспозиции.
— Задача очень ответственная, ведь музеев, посвященных исключительно партизанскому движению, в стране не так уж и много. Чаще всего есть отдельные разделы про партизан в общей экспозиции, — говорит Бондарь. — Большое внимание будет уделено политике нацистов на оккупированной территории, геноциду мирного населения, коллаборационизму, информационной борьбе.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7376) от 17.03.2023 под заголовком «Простреленный альбом».
Материалы рубрики
В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
В Академии художеств на факультете графики представили 80 работ пятнадцати студентов
В Театральном музее работает выставка «Площадь Островского»
В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии