В Музее музыки представили выставку «Пять искушений Фауста»

В Шереметевском дворце – Музее музыки – выставка «Пять искушений Фауста». Это одно из событий международного фестиваля «Дягилев. P. S.». Балетные спектакли блеснули раз-другой и уехали. А выставка останется с нами надолго – до конца марта.

В Музее музыки представили выставку «Пять искушений Фауста» | ФОТО предоставлено пресс-службой Музея театрального и музыкального искусства

ФОТО предоставлено пресс-службой Музея театрального и музыкального искусства

Мы – фестиваль с музейным акцентом, – говорит директор Театрального музея и арт-директор фестиваля «Дягилев. P. S.» Наталья Метелица. – В программе у нас всегда кроме балетных спектаклей есть выставка. В прошлом году, несмотря на ковид и закрытые границы, мы смогли показать выставку «В круге Дягилевом».

70 портретов артистов, музыкантов, художников из окружения Сергея Дягилева приехали не только из музеев России, но и из музеев и частных коллекций Парижа, Мадрида, Турина. Выставка была грандиозная. И в создании нынешней участвовали десятки музеев, включая Эрмитаж, Музей истории религии, пригородные музеи-заповедники.

Выставка сложносочиненная, многослойная. Здесь есть гравюры Дюрера и Рембрандта. Склянки зеленого стекла и прозрачные колбы – то ли для алхимического эликсира бессмертия, то ли для приворота, а может быть, для ядов. Почему-то вспомнились нынешние споры о вакцинах – благо или зло? Остроносые, по моде Средних веков, туфли оранжевого бархата, в которых мягко и вкрадчиво ходил по сцене Федор Шаляпин – Мефистофель в опере Гуно... Много всяких редкостей.

Но главный экспонат здесь – музыка. По словам куратора выставки Елены Грумад, это пять музыкальных произведений, посвященных Фаусту. Великие композиторы, решая по-своему старинную легенду о Фаусте, как бы спорят за его душу. Опера Гуно «Фауст» – с оперой Бойто «Мефистофель», оратория Берлиоза «Осуждение Фауста» – с «Фауст-симфонией» Листа. Опусы XIX столетия находятся в диалоге с «Историей доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке.

В каждом из этих произведений заключено свое послание, – объясняет Елена. – Визуальные образы помогают погрузиться в мир музыки. И понять, как менялось со временем отношение к Фаусту.

То он представал как ученый, одержимый идеей познания мира, как новый Прометей, несущий людям пламя истины. А то как падшее существо, безнадежный грешник, вступивший в сделку с темными силами и продавший свою душу.

Современный раздел выставки показался мне более интересным (куратор Анастасия Котылева). Потому что дает возможность проследить, как легенда о Фаусте живет сейчас, как трансформируется. В литературе, например, отголоски легенды можно найти у Виктора Пелевина в романе «Тайные виды на гору Фудзи». Главный герой – российский предприниматель Дамиан Улитин, который продает клиентам счастье, – реинкарнация Мефистофеля. Олигарх Федор – Фауст, пресыщенный, правда, не знаниями, а удовольствиями.

Об этом – о погоне за чувственными удовольствиями, которые быстро приедаются и не приносят счастья, – видеоинсталляция московской группы AES+F «Пир Трималхиона» (в 2017 году вы могли видеть ее в ЦВЗ «Манеж»). Рай здесь предстает как роскошный пятизвездный отель на курорте, где «все включено». Но, несмотря на изобилие и множество чувственных удовольствий, в этом раю почему-то совсем не весело. Когда его накрывает волна цунами, думаешь: вот и все. Но нет. Праздник продолжается, хотя тоска и тревога не уходят.

«Русская готика» Павла Плетнева, художника из Омска, начинавшего как граффитист, – это изображение раздолбанной серой панельки, на которую накладывается фрагмент готического собора – стрельчатое окно, увенчанное «розой». Я не вижу в этом спор архитектурных стилей или желание подчеркнуть убожество современной архитектуры. Считывается другое послание – «Дух дышит, где хочет». И в типовых панельках, конечно, тоже.

А есть там и «Барокко» – работа Петра Дьякова. Будьте осторожны, можно испугаться, если увидеть ее сзади. В кресле явно кто-то сидит – мы видим ноги в разношенных домашних шлепанцах. Но вот обходишь его и... Человека-то нет. Только ноги, а дальше – кресло и синяя ткань.

Открытием для меня стала картина московского художника Николая Белянова «Киоск» (ее показывали в Москве на выставке «Ненавсегда», посвященной эпохе застоя). Сложно поверить, что она написана в 1979-м. Белянов предстает как такой советский Рене Магритт. В гиперреалистической манере он изобразил самого себя трижды: в образе продавца в киоске и дважды – в виде покупателя. Вот он стоит к нам спиной и рассматривает пачки сигарет – «Опал», «Пегас», «Столичные» (кто жил в те годы, помнит). А справа – уходит прочь. И все это происходит одновременно, то есть прошлое, настоящее и будущее протекают параллельно. Но и это не слишком пугает. А вот выражение лица у продавца странное, и улыбается он так, будто не сигареты продал, а душу купил. На видном месте за его спиной плакат с изображением Аллы Пугачевой времен «Арлекино». К чему она тут? Может, и случайно. Но вспомнилось, что Альфред Шнитке именно ей предложил спеть в кантате «История доктора Иоганна Фауста» партию Мефистофеля карающего (вторую ипостась – Мефистофеля-обольстителя Шнитке решил отдать контратенору). Правда, это было в 1983 году, через четыре года после создания картины. А Пугачева, кстати, партию так и не исполнила.

Вокруг выставки «Пять искушений Фауста» придумано много интересных событий. Конечно, жаль, что спектакль Инженерного театра АХЕ «Протофауст» показали только четыре раза. Но можно успеть на лекцию краеведа Алексея Шишкина о Мефистофеле и другой нечисти в архитектуре Петербурга, которая намечена на 24 ноября.

Планируются кинопоказы классических произведений на сюжет «Фауста» Гете из коллекции компании Theatre HD в кинотеатрах «Родина» и «Аврора». А еще – лекции искусствоведов Ивана Чечота и Алексея Лепорка, доктора биологических и филологических наук Татьяны Черниговской, невролога Никиты Жукова, кинокритика Антона Долина...

Обещают концерт поэта Вани Пинженина и проекта «Простывший пассажир трамвая № 7» в пространстве выставки; специальные экскурсии; диалоги Павла Котляра с кинорежиссером Александром Сокуровым и его студентами.


#музей #выставка #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7053) от 18.11.2021 под заголовком «Осуждение и оправдание Фауста».


Комментарии