В Музее хлеба открылась выставка «Искусство есть красиво»

В Музее хлеба открылась выставка «Искусство есть красиво» о правилах сервировки и застольном этикете в России XX века. И об изменениях, произошедших в этой сфере за 100 лет.

В Музее хлеба открылась выставка «Искусство есть красиво» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В экспозиции около трех сотен экспонатов, все из фондов Музея хлеба. Это посуда и столовые приборы, немножко мебели и множество интересных историй.

Тут можно почитать фрагменты знаменитой книги Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам», ознакомиться с полезными вещицами из прошлого столетия. К примеру, с вилкой для шпрот (она имеет широкое основание в виде лопатки и пять зубцов, соединенных на концах перемычкой, дабы масло стекло, а рыбка сохранила форму).

Не менее оригинально выглядят ножницы для срезания верхушки яйца – у них есть не только лезвия, но и круглая лопатка, на которой должна остаться срезанная часть. Интересно, что сейчас в моду снова входят аналогичные устройства.

В отдельной витрине – штофы и бутылки советского времени. Их дизайн навеян воспоминаниями о народных промыслах, о ярких орнаментах и простых, понятных формах.

Одна из самых интересных витрин связана с материалами, из которых в разное время изготавливали столовые приборы. Гостю напомнят о том, что серебро могли позволить себе не все. «Серебром для бедных» какое-то время служил мельхиор (сплав меди с никелем). А также родственный ему металл, который именовали нейзильбером (новым серебром) – сплав меди, никеля и цинка. Отличить один от другого, впрочем, непросто.

Самая захватывающая биография – у алюминия. Впервые он был получен датским физиком Гансом Эрстедом в 1825 году. Полупромышленный способ его производства открыл француз Сент-Клер Девиль в 1854-м, он же представил алюминиевый слиток на Всемирной выставке трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств в Париже. В то время новый металл был дороже золота. И император Наполеон III даже заказал для своего сына алюминиевую погремушку.

Потом изобрели новый дешевый способ производства, и алюминий покорил весь мир. В советских столовых тоже появились алюминиевые вилки и ложки, а в армейских «пищеблоках» еще и миски с кружками из этого материала. Теперь они заняли место в музейной витрине...

Впрочем, выставка в Музее хлеба не только о красоте и приключениях обычных вещей. Она о том, что все они (столовые приборы, посуда, салфетки) рождены желанием человека сделать процесс поглощения пищи удобным. Праздничное застолье – прежде всего повод для общения, считает куратор выставки Зинаида Соловьева. Еда должна занимать руки, а не головы собравшихся. Именно для этого придуманы правила столового этикета и сервировки. Именно поэтому многие из них остаются актуальными сотни лет.

Свидетельство тому – две реконструкции. Одна представляет уголок петербургской столовой конца XIX века, другая предлагает заглянуть в ресторан 1970 – 1980-х. Сходство очевидно, но и разница – тоже. Со временем и этикет, и оформление стола стали проще, трапезы короче, времени для застольных бесед оставалось все меньше... Постепенно эта тенденция довела нас до фаст-фуда. И вот теперь, возможно, настало время оглянуться и вернуть в жизнь искусство есть красиво и неторопливо. Во всяком случае после знакомства с выставкой в Музее хлеба такое желание появится у многих.

#выставка #музей #этикет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6785) от 15.10.2020 под заголовком «Застолье с нейзильбером».


Комментарии