В музее «Дорога жизни» пройдет акция памяти погибших на Ладоге в 1941-м

Сегодня в музее «Дорога жизни» – филиале Центрального военно-морского музея имени Петра Великого состоится памятная акция, посвященная 80-летию со дня гибели на Ладоге баржи № 752. Это была самая большая катастрофа в истории перевозок по озеру.

В музее «Дорога жизни» пройдет акция памяти погибших на Ладоге в 1941-м | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Шел девятый день вражеской блокады Ленинграда. 17 сентября 1941 года буксир «Орел» вывел баржу № 752, на которой находились в основном преподаватели, выпускники и курсанты военных училищ, а также их семьи, из порта «Осиновец» по направлению к Новой Ладоге. Ночью караван попал в девятибалльный шторм. Баржа затонула. По разным оценкам, погибли от 1200 до 1500 пассажиров. Героическими усилиями команды парохода «Орел» во главе с капитаном Иваном Ерофеевым удалось спасти 216 человек.

В 2021 году потомки участников того трагического рейса предложили Сергею Макарову, работающему в мастерской художников-маринистов ЦВММ, создать портрет Ивана Дмитриевича Ерофеева, известного военным историкам как «непотопляемый капитан».

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» художник, важно было не только достичь портретного сходства. Картина создавалась для музея «Дорога жизни», то есть музея военного, имеющего свои правила и традиции в создании подобных произведений. Макаров детально изучил форму, которую носил капитан «Орла»: тот служил в гражданском Северо-Западном речном пароходстве, носил фуражку с кокардой СЗРП, темно-синий китель с «золотыми» пуговицами, украшенными одним якорем, и черные брюки. Художник изобразил Ерофеева перед выходом в тот самый трагический рейс. По некоторым сведениям, капитан предвидел, что погода не благоприятствует. А то, что баржа перегружена эвакуируемыми, знал наверняка. Но во время войны всем и всеми командуют военные...

Дата печальна, но она дает хороший повод напомнить публике о замечательном музее, расположенном в поселке Ладожское Озеро, всего в пятидесяти километрах от Петербурга. Туда ведет неплохая теперь дорога, которая считается мемориальной как часть Дороги жизни, а также ходят электрички с Финляндского вокзала.

Музей был открыт 12 сентября 1972-го и через год отметит полувековой юбилей. Первоначально он занимал небольшое здание бывшей пекарни недалеко от мыса Осиновец. Во время войны там находился штаб военно-морской базы. Рядом располагались причалы, куда прибывало продовольствие для осажденного Ленинграда и отправлялись на большую землю эвакуируемые.

В 2015 – 2017 годах на берегу Ладожского озера был построен современный музейный комплекс с открытыми площадками. Он удачно вписан в окружающий ландшафт. Невысокие здания простых геометрических форм не раздражают, но и не прячутся, показывая свое назначение. Главный корпус выполнен в форме остроконечного треугольника – корабля.

Виктор Березняцкий, заведующий филиалом «Дорога жизни», провел для нас экскурсию по музейным объектам. Недавно полностью отреставрирован минометный катер «Ленинград», построенный в 1942 году и переданный сюда три года назад. Во время Великой Отечественной он участвовал в боевых операциях на Карельском фронте.

На открытой площадке музейного комплекса также установлены буксирный пароход «Ижорец № 8», построенный на Усть-Ижорской верфи в 1935 году. За навигацию 1942 года суда этого типа доставили в Ленинград 400 тысяч тонн грузов.

Рядом находится самоходный двухтрюмный тендер. Специально для Ладоги было построено 118 подобных судов, на них были установлены автомобильные двигатели от грузовика «ЗИС-5», которые обеспечивали скорость хода до шести узлов. На Дороге жизни тендеры совершали по три рейса в сутки и в навигацию 1942 года доставили в Ленинград более 150 тысяч тонн продовольствия и почти 100 тысяч бойцов.

Дорога1_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Почетное место на площадке занимает мемориал сторожевому кораблю «Пурга», который погиб 1 сентября 1942 года при защите Дороги жизни. Несколько лет назад якорь «Пурги» достали со дна Ладожского озера. Местонахождение судна было хорошо известно, но оно лежит в четвертом слое кладбища затонувших кораблей...

На центральной площадке находится транспортный самолет Ли-2Т. Во время войны самолетами было доставлено в Ленинград 11 тысяч тонн грузов, эвакуированы 50 тысяч человек, в том числе 13 тысяч детей. Каждый год 9 мая салон Ли-2Т открывают для публики. Вдоль бортов установлены скамьи, всего на 22 места.

Выходим на берег Ладоги. На территории музея создана оборудованная набережная, где, по словам Березняцкого, можно легко соорудить причал... Существует федеральная программа строительства одиннадцати причалов на территории Ленинградской области. Музейщики обратились с предложением построить причал у них. Тогда музей «Дорога жизни» мог бы стать частью водных туристических маршрутов. «Отказа нет, но и решения нет», – говорит Березняцкий.

Завершаем поход в «Павильоне для крупногабаритных экспонатов», где находится грузовик «ГАЗ-АА» – знаменитая «полуторка». Она была поднята со дна Ладоги в 1947 году и еще долго служила в народном хозяйстве. Автобус «АТУЛ-АЛ-2» построен в Ленинграде в 1935 году. Эта редкая трехосная машина перевозила по Дороге жизни детей и раненых.

Экскурсию по основной экспозиции провела для нас Лариса Коповая, научный сотрудник музея, житель поселка Ладожское Озеро в четвертом поколении. Не буду воспроизводить ее информативный, точный и одновременно эмоциональный рассказ, это надо слышать. Книга отзывов полна восторженных оценок посетителей – от Петербурга до Забайкалья.

Недавно музей получил подарок от девятилетнего москвича Матвея Иванова – модель Дороги жизни. Коповая обязательно показывает этот экспонат школьникам со словами: «Хотите, чтобы ваша работа оказалась в музее? Дерзайте».

Надо сказать, что музейная экспозиция удобна и для самостоятельного осмотра. Ее разделы четко, по-военному рассказывают о героической работе трассы Дороги жизни как по льду, так и по воде.

Отвечая на вопросы нашей газеты о планах на будущее, Александр Чернавский, заместитель директора ЦВММ, рассказал о двух проектах. Первый – создание электронной «Книги памяти». Чтобы каждый посетитель музея мог оставить в нем электронную копию документов и фотографий, которые связаны с Дорогой жизни и хранятся в семейных архивах. О тех, кто защищал трассу или был по ней эвакуирован. Сбор материалов уже начался, собрано несколько сотен имен.

Другой проект – полнометражная реставрация МО-4, сторожевого катера типа «Малый охотник» за подводными лодками. Он был построен в 1941 году и входил в состав Ладожской военной флотилии. Авиационные двигатели обеспечивали катеру скорость до 25 узлов. Такие катера охраняли караваны барж с продовольствием, шедшие в осажденный Ленинград. Для МО-4 построен специальный павильон, где катер можно будет подробно рассмотреть. Для реставрации необходимы 30 млн рублей, которых у музея пока нет. Поиски средств продолжаются. «Какими бы качественными и интересными ни были макеты, подлинники для нас приоритетны», – сказал Чернавский.



#блокада #блокада Ленинграда #память #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7011) от 17.09.2021 под заголовком «На девятый день блокады».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?