В Музее Анны Ахматовой открылась выставка «Блокада. Новое зрение»

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Блокада. Новое зрение». (12+).

В Музее Анны Ахматовой открылась выставка «Блокада. Новое зрение» | Ярослав Николаев. Портрет жены. 1943 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Ярослав Николаев. Портрет жены. 1943 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Осенью 1941 года осажденный Ленинград, как пишет поэт исследователь блокады Полина Барскова, «ослеп от затемнения... и утраты электричества, от боли и ужаса». А следом за слепотой открылось иное, новое зрение – более чистое, свободное, более памятливое. Возможно, именно обретение нового зрения помогало выжить многим ленинградским художникам.

«Умирая от дистрофии, я упорно боролся со смертью во имя желания продолжить наблюдения и зарисовки», – писал график и художник кино Александр Блэк. И сами авторы, и зрители блокадных выставок замечали, что работ такой творческой силы не было ни до, ни после.

Герои выставки в Музее Анны Ахматовой – обладатели такого нового зрения. Художник Ярослав Николаев (1899 – 1978) значительную часть творчества посвятил блокадной теме. В музеях представлены его большие живописные полотна «За что?», «Пурга», «На большую землю». А в семье потомков художника хранятся наброски, зарисовки, эскизы, созданные в 1941 – 1944 годах, малоизвестные зрителю, почти никогда не экспонировавшиеся.

Художник, архитектор, фотограф Борис Смирнов (1903 – 1986) в блокаду служил на Краснознаменном Балтийском флоте капитан-инженером, руководил маскировочной лабораторией. По специфике своей работы Смирнов имел пропуск, разрешающий ему передвигаться по городу в комендантский час, и документ, дающий право фотографировать на улицах (в блокадном Ленинграде и то и другое было запрещено). Пользуясь этой возможностью, он ходил по пустым улицам и снимал то, что сегодня бы назвали «концептуальной фотографией». На выставке представлен фотографический ряд: белые пустыни заснеженных рек с силуэтами вмерзших в лед кораблей, скелетоподобные остовы металлических кроватей из разбомбленных или сгоревших домов – трагическая красота неодушевленных предметов, свидетелей царящей вокруг смерти.


#музей #выставка #музей Ахматовой

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7007) от 10.09.2021 под заголовком «Обладатели нового зрения».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?