В Музее Академии художеств открылась выставка живописи и скульптуры 1950 – 1960‑х годов
Она называется «Образы счастья».

ФОТО АВТОРА
Экспозиция занимает три зала — Рафаэлевский, Тициановский и Екатерининский. Повсюду — разноцветные гроздья воздушных шаров. На стендах — слегка пожелтевшие за давностью лет номера газеты «За социалистический реализм». Названия материалов сражают бодростью и позитивом — «Радость труда», «За массовость, за мастерство!», «Советское искусство — мощное средство в борьбе за мир»… На нескольких экранах (маленьких, в размер старого телевизора, и больших) снова и снова прокручиваются новости из прошлого: репортажи с открытий художественных выставок и оперных премьер, футбольных матчей и первомайских парадов. Для тех, кто помнит, что в ногах правды нет, поставлены парковые скамейки. Тут же — небольшие, тоже вполне подходящие для парковых аллей, скульптуры: «Семья», «Школьница», «Рыбаки»… Слегка ностальгическое пространство построено во всей красе.
А главные экспонаты размещены на специальных конструкциях, развешены в несколько рядов. Не так, как на обычной выставке, а словно в учебной мастерской. Даже этикеток нет. Есть сложенные в стопку у входа в зал «газеты» — своего рода каталог, в котором можно найти и имена авторов, и названия их творений.
Большинство этих художников сегодня мало кому известны, но встречаются и те, кого любители изящных искусств помнят и знают: Евсей Моисеенко, Герман Егошин, Таир Салахов, Ростислав Вовкушевский, Борис Угаров… Вот только даже знатоки вряд ли отыщут их картины без подсказки. Потому что все это учебные работы (дипломные и курсовые). В них еще практически не проглядывает творческая индивидуальность.
«В этом и состоит идея выставки, — рассказывает заместитель директора Музея Академии художеств Федор Громов. — Мы говорим не о персонах, а о сюжетах. Здесь представлены примеры советского академизма, его фундамент, основа 1950 – 1960‑х годов». А заодно и мироощущение послевоенных лет. Кураторам важно было воссоздать в парадных залах атмосферу времени, когда жизнь казалась прекрасной уже потому, что наступил мир. И особенно остро ощущалась каждая, даже самая маленькая радость. Светлое будущее строилось прямо на глазах, своими руками. Не случайно на многих полотнах волосы героев растрепаны ветром — символическим ветром перемен.
Диапазон жанров и сюжетов велик. Много портретов, но преобладают все‑таки тематические картины. Большую часть их составляют сцены из жизни колхозников и рабочих, нефтяников и геологов, строителей и сталеваров… Есть среди персонажей и альпинисты, молодые ученые, студенты, школьники. Да, присутствует некий оттенок героизма в их трудовых буднях, но пафос приглушен. Это истории о героях повседневности, о простых советских людях, каждый из которых участвует в создании нового образа жизни, нового счастья. Идеология, без которой социалистический реализм немыслим, микшируется, отступает на второй план.
Для выставки отобрали работы студентов Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Московского института им. В. И. Сурикова и других. И хотя у каждой школы существовали свои особенности, глядя на картины и эскизы учащихся, вывести какие‑то закономерности сложно. В них больше сходства, чем различий. В каждом из учебных заведений молодых художников обучали основам композиции, работе с цветом, построению перспективы. Хорошая школа становилась базой, фундаментом, на котором возникала (или не возникала) потом особая творческая манера мастера.
На этой экспозиции нет шедевров. Зато мозаика ее экспонатов складывается в общий образ, передающий и ощущение времени, и радость освоения новых умений (без которой студентам трудно чему‑то научиться).
Для закрепления результата в Екатерининском зале, превращенном в подобие кинозала, постоянно показывают фрагменты старых советских фильмов. А дополнительная программа, подготовленная специально к выставке, включает в себя концерт советской песни, цикл лекций «Мода и быт», встречи с кураторами и другие полезные встречи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7359) от 17.02.2023 под заголовком «Искусство строить, жить и творить».
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 3 июня
В Мурманске открылась выставка «Непарадный Ленинград»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии