В Мраморном дворце открылась выставка о взаимодействии пейзажа и скульптуры

Название выставки «Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже», открывшейся в Мраморном дворце, звучит скучновато. Но пусть вас это не сбивает с толку – если пойдете на выставку, не пожалеете.

В Мраморном дворце открылась выставка о взаимодействии пейзажа и скульптуры | Рельеф Сергея Астапова «Луч солнца в холодном лесу» / ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Рельеф Сергея Астапова «Луч солнца в холодном лесу» / ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Сейчас тепло, и в анфиладе выставочных залов на третьем этаже Мраморного дворца открыты окна. Простирающиеся за окнами пейзажи тоже вписались в выставку. Марсово поле, золотой шпиль Михайловского замка и луковка Спаса-на-Крови, а еще –  как подарок –  бесконечная смена погоды, от яркого солнца до дождя. 

Скульптура в русском живописном или графическом пейзаже –  дело привычное. Этот раздел начинается с художников «Мира искусства» –  Александра Бенуа, изображавшего Версаль XVIII века с гуляющим в парке среди статуй Людовиком XIV, Летним садом Анны Остроумовой-Лебедевой. В переломное время, на рубеже XIX –  XX веков, увлекались мистикой. Легенды об оживших статуях, распространенные в литературе со времен Античности, отразились в творчестве художников. Можно вспомнить иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику» –  бедный Евгений, прикрывая голову руками, в ужасе бежит от преследующего его бронзового Петра, сошедшего вместе с конем с пьедестала. «Древний ужас» Бакста, где древнегреческая статуя с безмятежной и жестокой улыбкой царит на фоне гибели мира. Или «Волшебство» их товарища по «Миру искусства» Константина Сомова –  чародейка держит зеркало, в котором мы видим слившихся в объятии любовников в языках пламени. Зеркало тяжелое, и его поддерживает полуожившая статуя... 

Ну а в советское время чаще всего писали пейзажи с памятниками Ленину. И вот уж в них нет никакой мистики, призрачности и морока. Ильич-памятник –  живее всех живых, такую энергию дают памятникам художники соцреализма. 

На выставке тоже без Ильича не обошлось. В пейзаже Степана Писахова запечатлен бюст Ленина на мысе Желания на Новой Земле –  смотрит в морскую даль, сливающуюся с небом. Картина датируется 1937 годом. У Анатолия Заславского в полотне 2016 года похожий бюст Ленина включен в новогоднюю суматоху –  наряженная елка, снег, веселая толпа людей. Хотим мы того или нет, Ленин –  часть нашей общей истории, а бронзовые Владимиры Ильичи –  часть городских пейзажей по всей стране. До сих пор. 

Смотрительница в одном из залов выставочной анфилады сидела нога на ногу, покачивая туфелькой на шпильке. Я увидела ее издали, на фоне полотна московской художницы Натальи Нестеровой «Летний сад». Там среди мраморных богов произошла ссора влюбленных или супругов. Мужчина в плаще и шляпе застыл посреди картины, а женщина стремительно уходит, мы видим ее исчезающий силуэт не целиком, а только пышные локоны, напряженную спину и ногу в туфельке на каблуке. 

И она словно рифмуется с туфлей смотрительницы. 

Я попросила разрешения ее сфотографировать, она согласилась и поделилась мнением о картине:

–  Очень хорошая. Здесь и наш сад узнаваем, и целая драма разыгрывается.

Экспозиция выстроена искусно, здесь на каждом шагу встречаются «рифмы», а все вместе складывается в поэму о городе, статуях и людях. 

Вот пейзаж Вячеслава Пакулина «У Казанского собора», сделанный в первую, самую страшную блокадную зиму. Доминанта –  памятник Кутузову, силуэт его резко выделяется на фоне белого снега и такого же белесого неба, от всего веет холодом. Но Кутузов –  словно надежда на победу. Победили Наполеона, победим и Гитлера. Художник до войны почти не обращался к жанру пейзажа, а в блокадную зиму стал писать город постоянно, невзирая на лютые морозы, не прекращая работу даже во время бомбежек и обстрелов. Он говорил, что красота Ленинграда открылась ему именно в блокаду... 

А рядом –  пейзаж Анатолия Заславского с тем же памятником Кутузову, только запечатленным с другой точки зрения. И тоже город, скованный холодом, в снегах и льдах –  датирована картина 1991 годом. Конечно, не блокада, но время тоже не самое легкое в истории страны. Однако этот пасмурный, построенный на оттенках белого и серого пейзаж удивительно живописен. В интервью, которое я брала у него год назад, Анатолий Заславский сказал, что Петербург –  более цветной, чем любой южный город:

«Когда это вечное яркое солнце, то везде тональные контрасты. А вот пасмурная погода дает оттенки, нюансы, мерцание цвета, волшебные переливы». 

Пейзаж в скульптуре –  сюжет сравнительно новый. 

–  Как самостоятельный и самодостаточный жанр он стал постепенно складываться в конце 60-х –  начале 70-х годов прошлого века, –  объясняет Елена Василевская, один из кураторов выставки. 

Иногда это фигуративные образы, но чаще абстрактные и символические, и воплощены они не в монументальной скульптуре, а в небольших, камерных композициях из керамики, стекла, фарфора, дерева. Много рельефов, когда изображение лишь чуть-чуть выходит в третье измерение. 

О поисках выразительности свидетельствуют даже названия композиций: «Эхо в долине больших сковородок», «Луч солнца в холодном лесу», «По реке плывет топор»...

«По реке плывет топор» Дмитрия Тугаринова –  чисто петербургский образ, мрачноватый и абсурдистский. Тут вспомнишь и Раскольникова со старушкой-процентщицей, и героев Хармса, и даже криминальные хроники последних лет. Это тоже рельеф из покрытой бирюзовой краской бронзы, а топор, кажется, реди-мейд (это когда обычный предмет помещается в художественное пространство). 

И совсем другой –  элегической –  стороной открывается Петербург в деревянном рельефе Михаила Едомского «Белая ночь» –  уютно свернувшись клубком, кот спит на фоне моста, домов, купола собора. 

Ветер, волны, дождь, снег, облака, солнце, луна –  все, оказывается, возможно изобразить в скульптуре. А завершается выставка «Радугой» –  необычным перстнем из бумаги и серебра, созданным тандемом петербургских ювелиров Натальи и Татьяны Тарасовых.

#выставка #картины #Мраморный дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (6990) от 18.08.2021 под заголовком «Рифмы на каждом шагу».


Комментарии