В Москве открылась выставка к 150‑летию со дня рождения Михаила Пришвина
Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля в Москве открыл масштабную выставку, приуроченную к 150‑летию со дня рождения писателя Михаила Пришвина. Она представляет итог многолетнего исследования его творческого и литературного феномена.

ФОТО Википедии / Levnevskiy / CC BY-SA 4.0
В советское время Пришвин был известен как автор произведений о природе, охотничьих рассказов, и немногие знали, что на протяжении полувека, с 1904 года до смерти в 1954‑м, он вел дневник, в котором отразил свой взгляд на ключевые события российской истории XX века. Публиковать дневник Михаила Пришвина начали лишь в 1991 году. Последний том, восемнадцатый, вышел в 2017‑м. А еще он увлекался фотографией, сделал тысячи снимков, которые дополняют его записи.
Уникальное содержание дневников позволило взглянуть на Пришвина как на крупнейшего мыслителя, публициста и философа своего времени. Именно поэтому название выставки — «Главная книга» — заключает в себе несколько смысловых уровней: дневник, который сам писатель считал своим главным творением, «книга природы» и вся жизнь Пришвина.
И уж совсем малоизвестны подробности личной жизни писателя, а между тем они тоже очень ярко отразились на страницах его дневников. Неудачный роман с петербургской барышней, студенткой Сорбонны, женитьба на крестьянке и разочарование в семейной жизни… И, наконец, поздняя любовь: избранницей писателя стала его литературный секретарь Валерия Лебедева (она была моложе его на 26 лет), с которой Пришвин был счастлив последние полтора десятка лет жизни. «Почти каждый день я думаю о нашей встрече как чуде, потому что я не мог ранее предполагать существование подобных людей и подобного глубокого сходства Двух», — признавался писатель.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7350) от 06.02.2023 под заголовком «Не только о природе».
Материалы рубрики
В Вологде открылась выставка «Не?нужная память»
Вкус петровской эпохи: Екатериновка - прорыв ресторанного дела
В Чувашии пройдет фестиваль «Вышитая Россия»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии